В. А. Крутц в монографии "Позднетрипольские памятники Среднего Поднепровья" (Издательство «Наукова думка», 1977) приводит нижеследующую карту раскопок возле села Чапаевка.
Чапаевка. План поселения и могильника: 1 - жилища; 2 - хозяйственные ямы; 3 - погребения |
Как видно, в III тысячелетии до н. э. трипольцы совершали погребения умерших. Хотя меня терзают смутные сомнения: трипольцы ли там похоронены? Ведь официальной датой "кончины" Трипольской культуры считается 2650 год до н. э. То есть, если там и похоронены трипольцы, то такие трипольцы, от которых остались лишь "рожки да ножки".
"К найденным погребениям исследователи отнеслись по-разному. Одни отрицали их принадлежность к трипольской культуре, указывая на несовершенство методики раскопок автора (Т. С. Пассек) другие видели в них несомненно трипольские ритуальные захоронения (С. Н. Бибиков, Г. Думитреску)".
"Обряд погребения, наиболее сходный с чапаевским, существовал у племён днепро-донецкой культуры, сооружавших большие могильники, где умершие лежали вытянутые на спине, окрашенные охрой, строгими рядами в один или
несколько ярусов. Подобное совпадение обрядов погребения неолитических и трипольских племён в Поднепровье, очевидно, не случайно".
Автор монографии говорит, что в это время трипольцы строили свои жилища в труднодоступных местах (наверно, не от хорошей жизни). "Например, поселение у с. Чапаевки (уроч. Церковщина) расположено на краю лёссовой террасы с крутыми склонами (коренной берег р. Вита, правого притока Днепра), высота которой над уровнем поймы р. Вита составляет 80 м. Памятник у с. Новые Безрадичи занимает неприступный узкий мыс лёссовой террасы, высотой около 60 м над уровнем поймы (уроч. Стрелка, или Стрелица), отрезанный от основного массива глубоким оврагом".
"Отсутствие долговременных жилищ-площадок, а также небольшой процент домашних животных среди фаунистических остатков чапаевского поселения свидетельствуют о его временном характере".
Но, что интересно, - "жилища на чапаевском поселении размещены по кругу, оставляя в центре свободное пространство". То есть, сохранён древний эгалитарный тип поселений с ритуальной площадкой в центре деревни. Миниатюрный Кносс на берегу Днепра.
Антропоморфная пластика поселения — типично трипольская.
Рис. 21. Антропоморфная пластика (Чапаевка) |
Здесь мы видим знакомые фигурки с дырочками, вероятно, для подвешивания статуэток. "Три статуэтки сзади, на бёдрах, были украшены густо нанесёнными
прочерченными линиями, образующими рисунок ёлочки (рис. 21, 2)".
Также представляет интерес поселение у с. Казаровичи. Оно окружено рвом. Ширина рва на глубине 0,5 м от современной поверхности составляла 2,5—3, а глубина — 1,5—1,6 м.
Казаровичи. |
В кольце рва были оставлены два прохода шириной 3 м, следы вала не прослеживались.
Описывая укрепления поселения Поливанов Яр, Т. С. Пассек отмечала, что первые рвы трипольской культуры не имели валов и служили для защиты домашних животных от хищников. Понятно, что от людей никакие рвы не защитят.
Я думаю, что здесь мы имеем дело с аналогом иберийских рондел. Существовали подобные рвы и вокруг некоторых поселений Старой Европы. Я склоняюсь к предположению о ритуальном предназначении этих рвов. Потому что укрепления имеет смысл строить лишь тогда, когда ты — барон, и кормишься с окружающего населения. Если же ты — "голь перекатная", при возникновении опасности тебе легко сняться и перейти на другое, безопасное место. Новую землянку построить гораздо проще, чем копать ров.
Любопытно завершение монографии В. А. Крутца:
"Дальнейшая судьба населения, оставившего памятники софиевского типа, очевидно, связана с миграциями племён ямной культуры позднего этапа их развития, продвинувшихся далеко на север, занявших почти всё Среднее Поднепровье и уничтоживших или, что более вероятно, потеснивших на Восточную Волынь обитателей поселений софиевского типа, влившихся в состав трипольских племён этой территории.
Развитие трипольской культуры в Поднепровье на этапе памятников софиевского типа прекращается, и её черты почти не прослеживаются в культуре племён, населявших территорию Поднепровья в более позднее время".
Комментариев нет:
Отправить комментарий