27 февраля 2023

О жертвоприношении царей (2).

(В продолжение записи О жертвоприношении царей)

Е. В. Титова, ссылаясь на О. Бринна [1], описывает праздник на эгейском острове Наксос, который был одним из ранних центров развития дионисийской религии. "Праздник начинался всеобщим гулянием, во время которого участники пели, танцевали, веселились и пили вино. Потом на праздник прибывал на корабле так называемый Царь вина, олицетворявший собой Диониса. Он был царём острова всего на один год, после праздника его сменял другой. Корабль был украшен зелёными ветками и гирляндами, мачта, вёсла и форштевень были позолочены, а парус – алого цвета. На палубе пел хор юных девушек, а на носу корабля стоял Царь вина, увенчанный плющом и побегами винограда. Затем Царя пересаживали на золочёную повозку и, в сопровождении женщин – менад, он отправлялся в лес. Вероятно, что там происходило человеческое жертвоприношение. Жертвой был Царь вина, а приносили его в жертву менады во главе с царицей". 

Не верится мне, что реального царя приносили в жертву менады. Вероятно, это был какой-то "подставной", шутовской царь, типа майского короля в средневековой Европе. Ну, или что-то в роде "Царя Иудейского", распятого при Понтии Пилате.

Скорее всего, мы здесь имеем дело с отголосками какой-то древнейшей мистерии, может быть уходящей корнями в эпоху верхнего палеолита.

В древнем Вавилоне, говорят, было такое время в середине зимы, когда место правителя страны занимал подставной (подменный) царь (лат. interrex). Шумерские тексты о таком человеке ничего не рассказывают, а старовавилонские и новоассирийские дают буквально несколько кратких упоминаний. Можно предположить, что в вавилонском календаре имелся особый - покаянный - день. Именно на этот покаянный день - интеркалярий, находящийся как бы вне календарного года, - царь соглашался передавать всю власть своему заместителю - безбородому, кривому на один глаз мужчине, или interrex'у, который умирал на закате этого дня, искупая своей смертью грехи царя за прошедший год, а кровь его использовалась в церемонии окропления царя. В день, соответствующий по современному календарю 1 марта, совершенно обнажённого inrerrex'а сажали на осла и провозили по улицам города. Затем его, увенчанного красным колпаком, привозили на главную площадь, где его "дело" рассматривал суд. После дебатов его приговаривали к смертной казни и привязывали к столбу. 

Юноши с завязанными глазами пытались попасть в него пиками. Тот, кому удавалось сделать это, провозглашался "майским царём", а его невеста становилась "царицей". 

Но, опять же, это всё вилами по воде писано... Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...

-------------------------------------------------------------------------

[1] Brinna О. Kultisches und Iconographisches zum minoisch – mykenischen Dionisos // Mitteilungen der Anthropologischen Geselschaft in Wien. 1993/1994. Bd.123 / 124. S. 366

О разделении года на "мужскую" и "женскую" половины.

Е. В. Титова говорит, что Дионису принадлежала зимняя часть дельфийского года. О том, что культ Диониса — это женский культ, уже говорилось неоднократно, из чего можно сделать вывод об архаическом представлени зимы как "женского" времени года.

А ещё какие мы имеем свидетельства в пользу такого разделения года?

В конце зимы сжигают чучело Масленицы. 

Масленица отждествляется с Мареной. Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки. Марену несли с песнями за село и там уничтожали. Уничтожение должно было быть окончательным: следили, чтобы Марена сгорела полностью. Верили, что уничтожение чучела обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит село от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество.

Н. П. Лобачёва в статье "К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии" возскрешает из забвения мифический образ старухи Оджуз (Оджиз) таджиков, отождествлявшийся, видимо, с зимой, морозом и холодным ветром. Среди таджиков период в семь дней, предшествовавший наступлению Науруза, назывался «дни старухи Оджиз». В Язгулеме она олицетворяла собой зимние холода и весной умирала. По этому случаю устраивалось празднество — Новый год, называвшийся там Сайл. Люди в этот день говорили, что «старуха умерла», и существовало выражение «возьми старуху и брось в огонь», которое как-то напоминает масленичные обычаи и обряды русских. 

Ну, а осенью наступает "бабье лето". Раньше на Руси слово "лето" имело иное значение. В древних летописях можно прочитать: "В лѣто 6749 [1241]. Приде Олександръ князь в Новъгородъ, и ради быша новгородци" (Источник). Стало быть, в древности "летом" назывались не только июнь, июль и август, но все 12 месяцев года. Собственно, слова "лѣто" и "год" являются синонимами. В итоге: с 1сентября по 28 февраля — это "бабье лето", а с 1 марта по 31 августа "мужнее лето".

На то, что "бабье лето" связано именно с зимой, намекают такие персонажи как снежная баба и снежная королева. 

Фотография 1968 года, город Заречный Пензенской области


Две заметки.

Две идеи появились; надо записать, чтобы не забыть.

1. С чем связан "бычий" мейнстрим в изобразительной культуре верхнего палеолита? Быки Альтамиры словно перешли в неолитический Чатал-Хююк, а оттуда переплыли на остров Крит... Я думаю, "одержимость" быками следует рассматривать в контексте женского шаманизма. Дело в том, что мужчина-шаман, как правило, вступает в контакт с духом женского пола (если же дух - мужского пола, то шаману приходится менять пол и становиться бердашом). Соответственно, женщина-шаман вступает в связь с духом мужского пола. В этом смысле, широчайшее распространение "бычьей" тематики среди археологических артефактов свидетельствует о женском шаманизме в первобытных обществах.

2. «Вполне правомерно предположить, что сама идея осёдлой жизни обусловлена преобладанием женского культурного психотипа. Натуралистические объяснения (условия экосреды и т.н.) здесь следует смело отбросить: можно привести достаточно примеров, когда из живущих в одинаковых условиях племён одни переходят к осёдлой жизни, а другие – нет» (Источник). То есть, неолитическая революция (переход от охоты и собирательства к земледелию) состоялась в обществах с матриархальным менталитетом, причём сначала произошла революция в головах, и только затем, в результате ментального "переворота", осуществился переход от присваивающей к производительной экономике. Очевидно, далеко не все общества ментально "обабились". Параллельно с земледельческой, существовала и вторая линия развития архаических обществ – мужской кочевой или полукочевой образ жизни с преобладанием скотоводческих, а позднее военных занятий, доминирование патриархального принципа.

Миф о рождестве Диониса.

Зевс и Гера

"Согласно основному мифу, Дионис – сын Зевса и Семелы – дочери фиванского царя Кадма. Полюбивший Семелу Зевс спускался к ней с Олимпа каждую ночь в обличье смертного. Охваченная ревностью, Гера приняла образ няни и посоветовала Семеле, которая была уже на шестом месяце беременности, поставить своему таинственному любовнику условие: пусть он перестанет её обманывать и предстанет в своём истинном обличье (Apollod. III 4, 3; Ovid. Met. III 253). Семела послушалась этого совета и, когда Зевс отказал ей в этой просьбе, не разрешила ему больше делить с ней ложе. Тогда, в ярости, он явился к ней в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и дворец её отца. Недоношенного Семелой шестимесячного ребёнка Зевс выхватил из пламени и зашил в своё бедро (Hes. Theog. 940 – 942; Eur. Bacch. 1 – 9, 88 – 98, 286 – 297). Родившийся через три месяца мальчик и был богом Дионисом. Вот почему Диониса называют «дважды рождённый» или «дитя двойных дверей» (Apollod. III 4, 3; Apoll. Rod. IV 1133 – 1138). Повторное рождение Диониса из бедра Зевса, как и повторное рождение хеттского бога ветров из бедра Кумарби, выражает отказ от первоначальных матриархальных представлений.

Дионис родился на горе Ниса. То же имя Ниса носила и кормилица Диониса. Называются и другие кормилицы, среди них Ино или Фиона. На одном из изображений на сосуде Диониса окружают три нимфы с именами «nysai» – три - это обычное число кормилиц Диониса. Выросший среди игр прекрасных нимф, юный бог и сам приобрёл женственный облик. Он никогда впоследствии не проявлял интереса к физическим упражнениям и войне.
 

Дионис на греческой амфоре, 3 век до н.э.