05 декабря 2022

Иконографические параллели.

Печать из Мохенджо-Даро — ок. 2600 года до н. э. Изображена Богиня-Мать в рогатом головном уборе, стоящая в дереве Вечной Жизни, перед нею коленопреклонённый жрец и младенец, справа коза-кормилица, внизу 7 Плеяд из созвездия Тельца (Быка) в хороводе танца.

Интересно, что в искусстве Древнего Египта встречается тот же иконографический образ — Богиня, как бы "произрастающая" из Древа Жизни.

Не отсюда ли "растут ноги" у "неопалимой купины" — образа горящего, но не сгорающего куста

О нестинарстве.

Обыкновенно исполнителями танца были женщины, вышедшие из возраста деторождения. Одна из этих женщин исполняла роль главной нестинарки. Люди верили, что она была способна передать остальным нестинаркам силу и вдохновение. Очевидцы рассказывали, что даже когда нестинарка роняла свой платок на раскалённые угли, он не воспламенялся. Нестинары рассказывают, что перед вхождением в огонь, их руки и ступни внезапно остывают и потом восстанавливают свою обычную температуру спустя длительное время после их выхода из огненного круга.


Дом главной нестинарки считался святым, его называли “конак” или столнина и в нём обыкновенно находилась часовня святых Константина и Елены. Хотя сами нестинары говорят, что святые Константин и Елена прокладывают им тропинку через круг раскалённых углей, чтобы они перешли через них невредимыми, на самом деле христианские святые тут ни при чём. Здесь мы имеем дело с типичным двоеверием, православным "прикидом" на языческом основании. Очевидно, практика хождения по огню является "протуберанцем" древних оргийных, экстатических танцев. В Восточной Болгарии „буенец“ называют буйный, извивающийся змеёй хоровод, который танцуют на праздниках во время Великого поста. Неизменная часть нестинарского танца - музыкальное сопровождение на тыпане - это вид большого барабана. Это напоминает нам тимпаны культа Кибелы. Нестинарские мелодии не исполнялись нигде больше и никогда, кроме как во время ритуала. В остальное время года нестинарский тыпан сохранялся вместе с обрядовыми иконами в специальных красных чехлах в специальной нестинарской часовне, которая обычно была построена вблизи от священного, целебного источника.

В его водах каждый год заново обмывались и освящались иконы и тыпан, до начала нестинаркого шествия и игр. После праздничной службы в церкви все, во главе со священником, отправлялись к конаку или столнине. Впереди несли икону святого Константина. Дойдя до места, приносили в жертву ягнёнка и устраивали общую трапезу, на которую каждый приносил курбан и обрядовый хлеб. Жертвоприношение ягнёнка под иконой святого Константина - это выглядит как если бы в православном храме вместо попа производил камлание шаман с бубном. Двоеверие "стопудовое"!

Кульминацией праздника было хождение по огню. Большой нестинарский костёр разжигали на центральной площади села ещё рано утром. Когда вечером он догорал, угли разгребали ровным толстым слоем, очерчивая огромный круг. Поодиночке или группой нестинары босыми ступали по раскалённым углям. Они часто переступали с ноги на ногу, размахивали руками и издавали крики “вах, вах”, устанавливая своеобразный контакт со святыми Константином и Еленой. Считалось, что в результате этого соприкосновения нестинары могли разговаривать с мёртвыми и обретали способность пророчествовать. Во время пляски некоторые нестинары предсказывали градобития, поветрия, а также способы избавления от них. Источник