15 февраля 2023

О причинах княжеских междоусобиц в Древней Руси.

Отечественный исследователь В. M. Мисюгин, сравнив средневековые суахилийские хроники с древнеирландскими и древнерусскими письменными правовыми источниками, пришёл к выводу, что все они содержат следы более архаических норм наследования титула, т. е. наследования братом. Он назвал это правило «правилом ндугу» (по суахилийской традиционной терминологии «ндугу» —это родственник).

Суть данного правила состояла в том, что в династийном роду титул наследовал не сын умершего правителя, а следующий за ним по возрасту родной или двоюродный брат (по мужской линии). Однако это правило не распространялось на всех возможных представителей одного генеалогического поколения правящего рода, а касалось трёх старших (по порядку рождения). Далее титул переходил к их потомкам, к трём братьям следующего поколения, которые последовательно по возрасту пожизненно отправляли должность верховного политического главы.

Учёный считает, что до пожизненного правления титул правителя передавался в момент вступления в брак очередного наследника ещё при жизни предшествующего. Этот вывод исследователь делает, опираясь на данные по некоторым народам Восточной Африки, где передача власти осуществлялась от поколения к поколению, строго через определённые промежутки времени, что обязательно сопровождалось вступлением в брак представителей возрастной группы, входившей во власть.

Стремление узурпировать правителем власть, т. е. не допустить при своей жизни вступления на престол остальных своих братьев, имевших на то традиционное право, неизбежно вело к междоусобице среди претендентов (т. е. братьев). С точки зрения учёного, междоусобицы русских князей в Древней Руси были вызваны, с одной стороны, сохранявшейся традицией передачи власти брату, с другой же — стремлением правителей назначать в качестве своих наследников представителей младшего социально-возрастного поколения, т. е. сыновей.

Прямая демократия как переходная ступень к матриархату.

Н. А. Ксенофонтова пишет ("Женщина как действующее лицо африканской истории. Взгляд сквозь пространство и время"):

"Многие феминистки, особенно взращённые на советской почве, в своём желании полностью эмансипировать женщину призывали последнюю к освоению мужских ролей и занятию мужских профессий и должностей, т. е. к полнейшему равенству полов. Но, безусловно, это противоречит и самой их природе, и здравому смыслу.

Женщине нужно не равенство с мужчиной и не власть над мужским миром, а "утверждение как закона жизни своего права совершать ход событий", как сказала наша современница, поэт и публицист Лариса Васильева" (Социум 1991 №2).

Замечательно сказано.

Одно из самых точных и полных определений демократии дал немецкий философ и публицист Артур Мюллер ван ден Брук. Оно таково: "Демократия есть соучастие народа в своей собственной судьбе". В этом смысле, обретение женщинами права совершать ход событий по-своему, "по-женски", полностью совпадает с определением демократии как права народа совершать события по-своему, а не так, как цари замышляют (интересы царей, как правило, не совпадают с интересами народов). Следовательно, утверждение женских прав возможно лишь при наличии прямой демократии, при которой основные решения инициируются, принимаются и/или исполняются непосредственно гражданами. Только, в отличие от древнегреческой прямой демократии с её апеллой (ежемесячное народное собрание, в котором участвовали все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста), в современных народных собраниях должны участвовать и женщины. Так как у нас женщин больше, чем мужчин, именно женщины стали бы задавать направления для внутренней и внешней политики государства, и тогда у нас впервые появилось бы государство с "женским лицом".

Женщина как посредница между миром живых и миром мёртвых.

Из статьи Ю. Ю. Карпова "Женский лик Кавказа". 

"В культуре народов Кавказа <...> мужчине соответствует «правое» и «верхнее», женщине — «левое» и «нижнее». <...> В жилых постройках горцев Грузии помещения нижнего яруса составляли основное жизненное пространство лиц женского пола (там же обычно содержался скот), а верхние этажи были закреплены за мужчинами. Хевсур не пользовался дверью нижнего этажа, а проникал в жилище по приставной лестнице сразу на верхний этаж, одновременно служивший сеновалом или сараем. Там же он и спал, а на супружеские свидания отправлялся глухой ночью, «прежде спрашивая через верхнее отверстие разрешения... Молчание — знак согласия, и он тихо спускается по лестнице».

Пространственное разграничение женского и мужского зримо представлено и в обычаях, связанных с погребением умерших. Женщин хоронят в более глубоких, нежели это принято для мужчин могилах (глубина могильных ям равнялась меркам «до груди» и «до пояса» соответственно). <...> В этом же контексте следует рассматривать обычаи более тщательного «пеленания» мёртвого тела женщины (её саван нередко состоял из большего по сравнению с саваном мужчины количества слоёв ткани). <...> Истоки обычая напрямую связаны с пространственным разграничением женской и мужской сфер в культуре, а прототипом ему служит практика живших в древности на Черноморском побережье Кавказа колхов хоронить мужчин на деревьях, а женщин в земле".

Тут мне вспомнилась одна из записей В. В. Розанова, сделанная им по дороге в клинику:

Женщина – исподнее существо.
Договаривают: «и преисподнее».
- Нет, она небесное существо.

Очевидно, из-за того, что женщины — существа "преисподние", Ю. Ю. Карпов сообщает о запрете на посещение женщинами гор как таковых, введённом во избежание оскорбления святости. Примером этому служит запрет женщинам подниматься на священную для абхазов гору Дыдрипш. Данная установка выглядит парадоксальной, ибо расположенное на горе святилище посвящено Богоматери.

Представительницы знатных адыгских фамилий. 1908 год.