16 июля 2025

О погребениях культуры ЛЛК.

Существует предположение, что женщины и дети культуры ЛЛК (LBK) имели более низкий статус по сравнению с мужчинами. Их предполагаемый более низкий статус основан на двух характеристиках погребальных свидетельств: во-первых, на том, что женщины и дети получают меньше погребального инвентаря, чем мужчины, и, во-вторых, на том, что их чаще хоронят на поселениях. 

Что касается погребального инвентаря, тут есть одна "заковыка". О погребальном инвентаре археологи судят на основании раскопанных артефактов. Понятное дело, что полированные каменные орудия, которые встречаются в 34% всех мужских погребениях и 5% женских, не гниют и не разлагаются. Эти орудия выделяются как «мужской» погребальный инвентарь, а легко идентифицируемого «женского» аналога погребального инвентаря не существует. Отсюда и "перекос" в сторону более высокого статуса мужских погребений.

Но мы же знаем, что прядение и ткачество испокон веков являлись женскими занятиями. Однако продукты ткачества, созданные из льняных и шерстяных нитей, быстро разлагаются в земле. То же происходит и со шкурами животных. 

Погребение 67/2 из Кляйнхадерсдорфа (Австрия; молодой мужчина). Обратите внимание на отполированное каменное тесло, расположенное за позвоночником этого человека.

«Стандартный» погребальный обряд LBK, в положении лёжа, ориентация восток-запад и с набором погребального инвентаря. Погребение 60 из Айтерхофен-Эдмюле (Бавария, Германия; взрослая женщина, 40–50 лет).

Здесь мы видим одни лишь бусы. А где одежды? Не могли же женщину отправить на "тот свет" голую, без одежд... Но одежды нет, по понятным причинам. 

Из дошедших до нас крито-минойских изображений легко сделать вывод, что, по сравнению с женщинами, мужчины одевались гораздо скромнее. Может быть, так же было и в культуре ЛЛК, - женский гардероб во все века был богаче мужского.

Когда говорят о мужских погребениях на кладбищах за пределами поселений и о женских погребениях внутри поселений, почему-то думают, что погребение на кладбище более "статусное". Но, возвращаясь к погребениям в матриархальном Чатал-Хююке, там было как раз то же самое, что и культуре ЛЛК. Недавно учёные доказали, что в Чатал-Хююке "существовала социальная "модель, ориентированная на женщин", и там женщин и детей хоронили внутри поселения. Были обнаружены отдельные случаи захоронения детей рядом с прародительницей или прямо под очагом, но их никогда не хоронили рядом с мужчиной. Из этого мы можем сделать вывод, что дом принадлежал женщине и рассматривался как материнский дом; дети были явно связаны с матерью, что указывает на матрилинейность. И, при таком раскладе, получается всё наоборот: погребения внутри поселения более статусные, а на кладбищах хоронили мужчин, которые не являлись домохозяевами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий