06 июня 2022

Архетип "козла отпущения" в судьбе мужчины.

Почему — спрашивается — "козёл отпущения" [1], а не "коза отпущения"?

Очевидно, потому что козу — жалко, а козла — не жалко. Коза даёт молоко, от неё родятся козлята, а от козла — ни молока, ни козлят. Потеря козла для хозяйки не столь болезненна, как потеря козы. Именно поэтому, я думаю, для жертвоприношения отбирали козлов, а не коз. 

Моя сестра разводит кур и время от времени покупает цыплят, два или три дня назад вылупившихся из яйца. Так как в двухдневном возрасте ещё невозможно отличить курочек от петушков, среди птенцов, когда они подрастут, иной раз оказывается до половины самцов. Им сразу отрубают головы, и — в суп. А курочкам головы не рубят, потому что они несут яйца.

Я полагаю, что так же дело обстояло и с быками. Для "покрытия" самок достаточно иметь одного или двух быков в стаде, а много быков держать не имеет смысла. Если надо было устроить "пир на весь мир", конечно, резали быка, а не корову. Ну, а так как в древности не было светских праздников, - все праздники были религиозными (отсюда, кстати, англ. holiday - "праздник", букв. "святой день"), - то забой быка обставлялся как жертвоприношение. 

Жертвоприношение кому? Вопрос, конечно, интересный. Со стопроцентной уверенностью ответить на него нельзя, но я предполагаю, что — Богине. Дело в том, что мы имеем множество древних артефактов, где Богиня изображается рядом с быком (или быками).

Плита из Фамагусты (Кипр), наиболее архаичная по структуре. Она делится на три части, соответствующие трём частям космоса, – нижнюю, среднюю и верхнюю. 

О китайском матриархате.

"Китайцы, возможно, начали заниматься шелкоткачеством порядка 6000 лет назад. К такому выводу пришли учёные после обнаружения на севере страны "каменной" куколки шелкопряда. Как сообщили в управлении по делам культуры и туризма уезда Сясянь провинции Шаньси, камень с резьбой в виде куколки шелкопряда был недавно найден в ходе археологических раскопок неподалёку от села Шичунь этого уезда. Шичунь считается одним из ранних поселений, которые принадлежат к Яншао - культурам неолита в бассейне среднего течения Хуанхэ. Напомним, что в 1926 году Ли Цзи, один из основоположников китайской археологической науки, нашёл в этом уезде наполовину разрезанную человеком куколку шелкопряда, история которой насчитывает 5500 лет. Кстати, согласно историческим записям, Лэй-цзу, супруга легендарного китайского правителя Хуан-ди, считающаяся первооткрывателем шёлка, научила жителей нынешнего уезда Сясянь разводить шелкопряда и разматывать шёлк с его коконов" (Источник).

Хуан-ди — мифический персонаж. Имя Хуан-ди обычно переводится как «Жёлтый император», но иероглиф ди может означать не только «император», но и «дух» или «божество». Конечно, в эпоху неолита никаких императоров и духу не было, из чего мы делаем вывод о том, что мифологема о «Жёлтом императоре» — довольно поздний патриархальный конструкт, призванный внушить китайцам, будто империи и императоры существовали с самого появления человека на Земле. Это, конечно, чушь собачья, но к преданиям о Лэй-цзу стоит присмотреться внимательнее, в том смысле, что, возможно, именно женщины одомашнили тутового шелкопряда 6000 лет назад, хотя в Википедии сказано, что он был одомашнен около 3000 лет до н. э. Во всяком случае, ткачество — это исконно женское занятие.