06 июня 2022

О китайском матриархате.

"Китайцы, возможно, начали заниматься шелкоткачеством порядка 6000 лет назад. К такому выводу пришли учёные после обнаружения на севере страны "каменной" куколки шелкопряда. Как сообщили в управлении по делам культуры и туризма уезда Сясянь провинции Шаньси, камень с резьбой в виде куколки шелкопряда был недавно найден в ходе археологических раскопок неподалёку от села Шичунь этого уезда. Шичунь считается одним из ранних поселений, которые принадлежат к Яншао - культурам неолита в бассейне среднего течения Хуанхэ. Напомним, что в 1926 году Ли Цзи, один из основоположников китайской археологической науки, нашёл в этом уезде наполовину разрезанную человеком куколку шелкопряда, история которой насчитывает 5500 лет. Кстати, согласно историческим записям, Лэй-цзу, супруга легендарного китайского правителя Хуан-ди, считающаяся первооткрывателем шёлка, научила жителей нынешнего уезда Сясянь разводить шелкопряда и разматывать шёлк с его коконов" (Источник).

Хуан-ди — мифический персонаж. Имя Хуан-ди обычно переводится как «Жёлтый император», но иероглиф ди может означать не только «император», но и «дух» или «божество». Конечно, в эпоху неолита никаких императоров и духу не было, из чего мы делаем вывод о том, что мифологема о «Жёлтом императоре» — довольно поздний патриархальный конструкт, призванный внушить китайцам, будто империи и императоры существовали с самого появления человека на Земле. Это, конечно, чушь собачья, но к преданиям о Лэй-цзу стоит присмотреться внимательнее, в том смысле, что, возможно, именно женщины одомашнили тутового шелкопряда 6000 лет назад, хотя в Википедии сказано, что он был одомашнен около 3000 лет до н. э. Во всяком случае, ткачество — это исконно женское занятие. 

С культурой Яншао связана одна из самых больших загадок истории Древнего Китая, ибо неизвестно, откуда родом были её носители. Археологи выделили эту культуру по характерной для неё керамике. Яншао относится к так называемым «культурам расписной керамики». Многие историки отмечают поразительное сходство между керамикой Яншао, Триполья (Румыния, Молдова, Украина) и Анау (Центральная Азия). Вот, например, характерная для Яншао роспись сосуда:

Источник картинки

 А ниже представлены два сосуда Триполья.

 

Сходство змеиного мотива просто поразительное!

Мастера Яншао расписывали глиняные сосуды чёрной краской по красно-коричневому фону. На такой посуде археологи обнаружили загадочные значки, которые иногда принимают за первые иероглифы, однако попытки прочитать их до сих пор не увенчались успехом. Некоторые исследователи считают, что «иероглифы» Яншао подозрительно похожи на трипольские и балкано-дунайские, и на основании такого сходства делают выводы, будто цивилизация была принесена в Китай из Европы.

Что же нам известно о Яншао доподлинно? Это была земледельческая культура. Основой питания в то время служил рис, который за несколько тысяч лет существования культуры Яншао вытеснил чумизу (злаковое растение, которое ещё называют головчатым просом, или чёрным рисом) и клубнеплоды. Посёлок состоял из нескольких домов, в поселках располагались также и мастерские ремесленников. Рядом с домами располагались загоны для свиней и амбары. Одно из зданий в посёлке обычно выделялось размерами. Скорее всего, это было место общинных собраний. Каждое поселение существовало несколько сотен лет, а затем люди переселялись на другое место. Возможно, это происходило из-за того, что земля истощалась.

По всей видимости, носители культуры Яншао были мирными земледельцами, как и трипольцы. Но у трипольцев, как мы знаем, существовал матриархат. А что насчёт Яншао? Косвенно, китайский матриархат подтверждают опять же легенды.

"Так, например, в одном предании, сохранившемся в древних книгах, речь идёт о переселении племён с юга, вероятнее всего из низовий реки Янцзы и с побережья Тихого океана. Якобы около 7 тыс. лет назад к берегу Китая причалила флотилия, на которой находились странные существа. Первой на новые земли вступила дочь Великого владыки Юга Шеньнуна, девушка со змеиным телом и человеческой головой, обнажённая Нюйва. Она держала в руках зёрна риса, собираясь вручить их как дар людям. И люди с благодарностью приняли этот дар. Спутники Нюйвы объединились с аборигенами, и родившиеся от них потомки стали называть себя мань-и (народ дракона). По примеру Нюйвы они не отягощали себя одеждой, украшая обнажённые тела сплошной татуировкой. Их дома располагались на больших участках выжженного леса вдоль берега океана. Они жили на одном месте до полного истощения земли, а затем переходили на другой участок, благо плодородных земель вокруг имелось достаточно. Деревни мань-и состояли из двух установленных на сваи домов с крышами, изогнутыми в форме лодки. В одной из построек спали мужчины-охотники, а две половины другой занимали дети и женщины, обрабатывавшие землю. «Народ дракона» не признавал господства мужчины. Постепенно земледелие избавило их от необходимости убивать себе подобных, а значит, мужские функции стали не нужны. Женщины служили богиням плодородия, а дочери вождей сами выбирали себе мужей и правили своими деревнями" (Источник). 

Я раньше проводил неолитический матриархальный "пояс" от Старой Европы - через Ближний Восток - до Маргианы и долины реки Инд. Имеет смысл продлить его дальше на восток и присовокупить к этому "поясу" китайскую культуру Яншао и японскую культуру Дзёмон. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий