31 августа 2025

«Глазастая» богиня Олега Корытко.

Прочитав книгу Олега Корытко "Homo religiosus: на путях поиска истины" до стр. 98, я понял, что, несмотря на отдельные "косяки", в целом книга "кошерная". Мне понравилось его описание "глазастой" богини. Я решил "скопипастить" его, с собственными комментариями.

"Ещё одно замечательное напоминание о культе богини-матери часто встречает нас у входа в мегалитические усыпальницы. Это изображение «глазастой» богини, которая рисуется с двумя круглыми глазами, сходящимися бровями и клювом хищной птицы (см. рис. 17) [1].

Рис. 17. "Глазастая богиня". Фото автора.

Ниже иногда можно увидеть груди и лоно богини в виде закрученной спирали, принимающее умерших и рождающее их к новой жизни. Весьма часто это изображение упрощается до Т-образного вида".

Это очень интересно. Потому что это объясняет недавнюю находку возле дольмена из кургана 39 могильника Клады на Западном Кавказе.

Дольмен из кургана 39 могильника Клады.

О книге "Homo religiosus: на путях поиска истины" протоиерея Олега Корытко.

Протоиерей Олег Корытко в своей монографии "Homo religiosus: на путях поиска истины" пишет: "В результате раскопок [на территории древнего Иерихона] были обнаружены статуэтки бородатого мужчины, женщины и ребёнка, что даёт основание предположить существование веры в триаду богов."

И далее: "Главным божеством [Чатал-Хююка] была богиня, представленная в трёх ипостасях: молодой матери, старой женщины (нередко в сопровождении грифа) и весьма примитивного, с точки зрения исполнения, хтонического существа из подземного мира".

Артефакты — ерунда, главное — интерпретация. И протоиерей интерпретирует в православном духе, подгоняя факты к концепции Троицы, которая представляет единого Бога в трёх Лицах (Ипостасях). Надо сказать, что покойный о. Александр Мень в своей «Истории религии» не занимался "притягиванием за уши" двусмысленных фактов к заранее известной историософской концепции. Я тоже не интерпретирую палеолитических "венер" исключительно как образы Богини, которой поклонялись первобытные люди. Вполне возможны иные толкования этих многочисленных статуэток, и я рассматриваю все варианты, даже самые экзотические. Но, видно, такой "либерализм" недопустим в лекциях студентам духовных семинарий (автор говорит, что его книга родилась из курса лекций, читаемых им в Сретенской духовной семинарии по предмету «История религий»).

Далее протоиерей Олег Корытко касается шаманизма и, указывая на его распрострастранение по всему земному шару, верно замечает, что в первобытном мире "именно шаманизм был доминирующей, а в некоторых случаях и единственной религией". Однако затем протоиерей, говоря о космологических представлениях в шаманизме, среди множества языческих космогоний выбирает одну, наиболее похожую на православную.

"Мир, безусловно, имеет некое начало. Характерным в этом отношении является миф алтайцев о сотворении мира Ульгенем [1]. Однако при этом утверждается, что Вселенная испытала на себе воздействие «конкурента» Ульгеня — Эрлика [2] — бога подземного царства, который сначала помогал в сотворении мира, а затем стал вредить Ульгеню. Данный космогонический миф принадлежит алтайским народностям. У других народов представления о происхождении мира более размытые. Тем не менее приведённый пример обнаруживает характерные для шаманизма представления о возникновении и устройстве Вселенной.