01 октября 2025

Как "работал" матриархат в эпоху неолита?

Я думаю, пришло время попытаться сделать первую реконструкцию того, как и за счёт чего функционировал матриархат в неолитических обществах земледельцев. 

Начать надо с того, что сами эти общества состояли из расширенных семей (кланов). Никаких племён с вождями или народов с царями в ту эпоху ещё не было. 

Теперь главный вопрос — кто находился во главе кланов, мужчины или женщины? 

Я полагаю, что ответ на этот вопрос дают женские статуэтки "богинь", например, те же "ашеры", с которыми так яростно сражались иудейские пророки, идеологи патриархальной власти царей Израиля.


Казалось бы, какую угрозу могли представлять эти "куклы" государству царей израильских? Но вот Библия говорит о том, что пророк Илия Фесвитянин (IX век до н. э.) собственноручно убил 450 жрецов Ваала.

Заклание жрецов Ваала. Фрагмент иконы Пророк Илия в пустыне с житием. XVI в. Вологда

Баал почитался как Бык, изображался в облике могучего быка, в Ханаане он являлся культовым животным богини Ашерту, изображавшейся не в человеческом облике, а в виде дерева или колонны. Это тот самый бык, которого ветхозаветные пророки называли «золотым тельцом». Его культ сопровождался оргиями, причём жрецы в состоянии исступлённого транса наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях. Видимо, именно во время транса Илия перерезал глотки жрецам Ваала, - иначе совершенно непонятно, как одному иудею удалось "уложить", словно овец, одного за другим, 450 мужчин, без какого-либо сопротивления с их стороны.

Ну да ладно, оставим эту "мутную" историю в покое, - здесь интересно другое. Тут надо обратить внимание на цифру 450. Одновременное собрание такого количества мужчин представляет собой большую силу, даже если они ничем не вооружены. Причём, такой "междусобойчик" представляет собой "силу в квадрате" в обществе, где отсутствует государство. Теперь, если мы возьмём родовое общество, где отсутствует даже вождь, подобное собрание людей обладало бы "силой в кубе", - никем не одолимой и непреодолимой силой. 

Я веду к тому, что все эти "баалы" обособились от Богини сравнительно поздно, вместе с появлением царей и царской власти. Прежде них существовали святилища, в которых центральное место занимали женские божества. И вполне логично предположить, что служительницами, жрицами Богини были женщины, что мы и наблюдаем на примере крито-минойского искусства.

Великая Богиня в окружении грифона и обезьяны получает подношение шафрана от молодой девушки.

Если женщины-служительницы Богини собирались вместе, если имелись женские конгрегации (я недаром называл их прототипами для создания легенд об амазонках), то тогда они могли представлять собой большую силу, даже и без холодного оружия. Если не было племенного вождя с дружиной, вооружённой "до зубов", группа разъярённых женщин могла и голыми руками "свернуть в бараний рог" любого мужчину, который стал бы "залупаться". Тем более что менады, разрывающие жертвенное животное в клочья в состоянии одержимости, как оказалось, существовали задолго до Диониса. 

Вот такой мой первый "набросок", первый "скетч" того, как я представляю себе функционирование матриархата в эпоху неолита, на основании полученных мною знаний.

Резюмируя всё вышеизложенное, можно сказать, что в центре неолитического общества находилось святилище, внутри святилища находилось, скажем так, священное древо, воплощающее в себе божество. Вокруг святилища собиралась конгрегация женщин-пророчиц, которые, находясь в состоянии одержимости, вещали волю божества, которая, понятное дело, всегда выражала интересы женской половины общины.

Танцовщица в костюме минойской жрицы со змеями на церемонии открытия летних Олимпийских игр в Афинах в 2004 году.

Мужчины, выступавшие против воли божества, либо изгонялись из общины, либо подавлялись совместными силами женщин. В общем, немного перефразируя известный лозунг советских коммунистов "пролетарии всех стран, соединяйтесь!", в эпоху неолита актуальным был лозунг "женщины всех кланов, объединяйтесь вокруг Богини!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий