01 октября 2025

До прихода шумеров.

"До прихода шумеров с конца VI до второй половины V тысячелетия территорию Междуречья населяли древние народы [1] Анатолии, носители халафской (Северная Месопотамия) культуры, тесно связанной с культом Великой Матери и матриархальной цивилизацией Чатал-Гююка [2]. Позднее на халафскую культуру наложилась культура субареев [3] (жителей страны Субарту), которые были, возможно, продолжателями халафской культуры и предками хурритов. Им соответствует убейдский культурный слой. В период Убейда были заложены первые города, достигшие расцвета в эпоху шумеров — в частности, древнейший шумерский город Эриду был населён носителями убейдской культуры ещё с 6500 годов до Р.Х" (Дугин. А. Г. Семиты. Монотеизм Луны и Гештальт Ва'ала. — М.: Академический проект, 2017. С. 26). 

Эриду на карте как составная часть культуры Убейд. Убейдский период считается «фундаментом» месопотамской цивилизации. При этом надо не забывать, что «фундамент» был матриархальным.

Эриду не был городом в современном смысле. В VII – VI тысячелетии здесь, так же как и в соседней Анатолии (Чатал-Хююк, Хаджилар), возникли крупные протогородские поселения, в которых живли люди и где центром являлась храмовая постройка (см. об этом:  Е.В. Антонова. Месопотамия на пути к первым государствам. М.: Восточная литература, 1998. С. 12-14). 

То, что центром города является храм – это теперь общепринятая точка зрения. И, более того, профессор И.М. Дьяконов в «Истории Древнего Востока» отмечал, что создание храмов предшествовало созданию городов (История Древнего Востока. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1983. С. 110-111). Это очень важно – что город возникает не из-за каких-то экономических факторов, а начинает строиться вокруг храма. Город имеет религиозную причину возникновения. Город – это то место, где хотят селиться люди, потому что здесь святыня, потому что здесь сосредоточено нечто такое, в чём люди усматривают божественное проявление, божественную силу. Поэтому они здесь строят храм, и поэтому вокруг этого храма они устраивают свою жизнь, устраивают свой город и своё государство. 

Урук. Рконструкция. Кстати, слово «Ур» означает «город». Поэтому Иерусалим – это Ур-шалом, «Город мира». Не мира как Вселенной, а «город мира» как мирного, невоенного состояния. 

В качестве наглядной иллюстрации того, как вообще зарождались города, можно использовать открытие английским учёным М. Е. Л. Мэллоуном так называемого «храма священного ока» в Тель-Браке (ныне это Сирия, вблизи границы с Ираком). Храм на Тель-Браке относится к культуре Джемдет-Наср (3000-2800 до Р. Х.) – последней дописьменной культуре Месопотамии. Очевидно, что это была не жилая постройка, а святилище. И в этом святилище было найдено несколько тысяч небольших плоских статуэток из чёрного и белого алебастра, высотой 2,5- 5 сантиметров, и на этих статуэтках часто изображено несколько пар глаз. То есть они видят. Это какой-то образ, который мы не можем до конца понять.

«Идолы с глазами» из раскопок на Тель-Браке и Чагар-Базаре.

Хорошо известный матриархальный символ в виде буквы "М"

То есть храм в Тель-Браке – это не город, а это священное место, которое посещали люди. Там они молились, оставляли свои приношения и снова уходили. Может быть, какое-то время и жили поблизости. Есть признаки того, что там жили временно, как кочевники, а потом уходили, но храм оставался постоянно. Так прослеживается некоторая тенденция храма как центра, вокруг которого созидается цивилизация, культурная жизнь. 

В 1940-ые годы немецкий шумеролог Бенно Ландсбергер, работавший в то время в Анкаре (будучи евреем, он в 1935 г. был выгнан нацистами из Лейпцигского университета и переехал в Турцию), обратил внимание, что целый ряд названий Нижней Месопотамии, в основном гидронимы, а также названия поселений и орудий труда, связанных с сельским хозяйством и ремеслом, с выплавкой металлов, не шумерские и не семитские, а какие-то более древние. То есть шумеры пришли в уже цивилизованный, освоенный мир и заимствовали термины и гидронимы у народов, живших там ранее, как русские заимствовали гидронимы у угро-финских народов. Дошумерское население Месопотамии не имело письменным, но оно было уже культурным – уже возделывались растения, выплавлялись металлы, уже были поселения, уже лодки плавали по рекам. 

В 1959 году Сэмюэл Крамер написал книгу «История начинается в Шумере». Во всех разделах фигурирует слово «первые» — связующее звено книги. Крамер изобразил шумеров как строителей первой цивилизации на Земле. На самом деле шумеры, как и многие другие патриархальные "ордынцы" прежде них и после них, пришли на всё готовое и стали "крышевать" местные кланы земледельцев, которые-то и были истинными строителями месопотамской цивилизации. Шумеры лишь "прихватизировали" всё то, что было ими построено, и учредили государство, чтобы охранять награбленное добро и защищать грабителей от ограбленных.

Интересно, что, судя по археологическим находкам, дошумерское население Месопотамии было культурно близко матриархальной цивилизации в долине реки Инд.

Sumerian art of Inanna becomes Amorite Clay Plaque depicting a woman in Sumerian city state Isin-Larsa C.2100 BCE.

Фигурка обнажённой женщины с лицом в виде птичьего клюва. Начало 2-го тысячелетия до н.э. Эшнунна, Телль-Асмар, Ирак

Для сравнения — клювообразные женщины Индо-Хараппской культуры:


В общем, как говорится в Библии, бывает время в истории, когда люди собирают камни, и бывает время, когда они разбрасывают камни. На примере древней Месопотамии видно, что камни там собирали в основном женщины.

Статуя шумерской женщины, управляющей колесницей из Эриду, датируемая 3000 годом до нашей эры.

Ну, или, по крайней мере, культура там долгое время была построена по модели, ориентированной на женщин, как в Чатал-Хююке. Женщины — они же как "хомяки", всё тащут к себе в "норку", превращая дом в склад вещей, - нужных и не нужных, - и из этого собрания вещей рождается культура, в том числе и те артефакты, которые находят археологи.

-----------------------------------------------------------------

[1] На мой взгляд, никаких "народов" (или "наций") в эпоху неолита не было. Я ставлю под сомнение даже существование племён. Неолитическое общество было родовым (клановым).

[2] "Храмовый центр матриархального святилища Чатал-Гююк в Центральной Анатолии существовал с 7400 до 5600 года до Р.Х., то есть как раз до периода халафской культуры, являющейся продолжением этой гинекократической традиции" (А. Дугин).

[3] "Существует лингвистическая гипотеза, которую разделяли И. Гельб и И. Дьяконов, относительно того, что субареи говорили на прототигридском языке, отличительной чертой которого было удвоение слогов, что сохранилось в именах богов Инанна, Хубаба, Забаба. Такую же особенность мы встречаем позднее в Минойской культуре" (А. Дугин).

Комментариев нет:

Отправить комментарий