"До прихода шумеров с конца VI до второй половины V тысячелетия территорию Междуречья населяли древние народы [1] Анатолии, носители халафской (Северная Месопотамия) культуры, тесно связанной с культом Великой Матери и матриархальной цивилизацией Чатал-Гююка [2]. Позднее на халафскую культуру наложилась культура субареев [3] (жителей страны Субарту), которые были, возможно, продолжателями халафской культуры и предками хурритов. Им соответствует убейдский культурный слой. В период Убейда были заложены первые города, достигшие расцвета в эпоху шумеров — в частности, древнейший шумерский город Эриду был населён носителями убейдской культуры ещё с 6500 годов до Р.Х" (Дугин. А. Г. Семиты. Монотеизм Луны и Гештальт Ва'ала. — М.: Академический проект, 2017. С. 26).
 |
Эриду на карте как составная часть культуры Убейд. Убейдский период считается «фундаментом» месопотамской цивилизации. При этом надо не забывать, что «фундамент» был матриархальным. |
Эриду не был городом в современном смысле. В VII – VI тысячелетии здесь, так же как и в соседней Анатолии (Чатал-Хююк, Хаджилар), возникли крупные протогородские поселения, в которых живли люди и где центром являлась храмовая постройка (см. об этом: Е.В. Антонова. Месопотамия на пути к первым государствам. М.: Восточная литература, 1998. С. 12-14).
То, что центром города является храм – это теперь общепринятая точка зрения. И, более того, профессор И.М. Дьяконов в «Истории Древнего Востока» отмечал, что создание храмов предшествовало созданию городов (История Древнего Востока. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1983. С. 110-111). Это очень важно – что город возникает не из-за каких-то экономических факторов, а начинает строиться вокруг храма. Город имеет религиозную причину возникновения. Город – это то место, где хотят селиться люди, потому что здесь святыня, потому что здесь сосредоточено нечто такое, в чём люди усматривают божественное проявление, божественную силу. Поэтому они здесь строят храм, и поэтому вокруг этого храма они устраивают свою жизнь, устраивают свой город и своё государство.
 |
Урук. Рконструкция. Кстати, слово «Ур» означает «город». Поэтому Иерусалим – это Ур-шалом, «Город мира». Не мира как Вселенной, а «город мира» как мирного, невоенного состояния. |
В качестве наглядной иллюстрации того, как вообще зарождались города, можно использовать открытие английским учёным М. Е. Л. Мэллоуном так называемого «храма священного ока» в Тель-Браке (ныне это Сирия, вблизи границы с Ираком). Храм на Тель-Браке относится к культуре Джемдет-Наср (3000-2800 до Р. Х.) – последней дописьменной культуре Месопотамии. Очевидно, что это была не жилая постройка, а святилище. И в этом святилище было найдено несколько тысяч небольших плоских статуэток из чёрного и белого алебастра, высотой 2,5- 5 сантиметров, и на этих статуэтках часто изображено несколько пар глаз. То есть они видят. Это какой-то образ, который мы не можем до конца понять.
 |
«Идолы с глазами» из раскопок на Тель-Браке и Чагар-Базаре. |
 |
Хорошо известный матриархальный символ в виде буквы "М" |
То есть храм в Тель-Браке – это не город, а это священное место, которое посещали люди. Там они молились, оставляли свои приношения и снова уходили. Может быть, какое-то время и жили поблизости. Есть признаки того, что там жили временно, как кочевники, а потом уходили, но храм оставался постоянно. Так прослеживается некоторая тенденция храма как центра, вокруг которого созидается цивилизация, культурная жизнь.
В 1940-ые годы немецкий шумеролог Бенно Ландсбергер, работавший в то время в Анкаре (будучи евреем, он в 1935 г. был выгнан нацистами из Лейпцигского университета и переехал в Турцию), обратил внимание, что целый ряд названий Нижней Месопотамии, в основном гидронимы, а также названия поселений и орудий труда, связанных с сельским хозяйством и ремеслом, с выплавкой металлов, не шумерские и не семитские, а какие-то более древние. То есть шумеры пришли в уже цивилизованный, освоенный мир и заимствовали термины и гидронимы у народов, живших там ранее, как русские заимствовали гидронимы у угро-финских народов. Дошумерское население Месопотамии не имело письменным, но оно было уже культурным – уже возделывались растения, выплавлялись металлы, уже были поселения, уже лодки плавали по рекам.
В 1959 году Сэмюэл Крамер написал книгу «История начинается в Шумере». Во всех разделах фигурирует слово «первые» — связующее звено книги. Крамер изобразил шумеров как строителей первой цивилизации на Земле. На самом деле шумеры, как и многие другие патриархальные "ордынцы" прежде них и после них, пришли на всё готовое и стали "крышевать" местные кланы земледельцев, которые-то и были истинными строителями месопотамской цивилизации. Шумеры лишь "прихватизировали" всё то, что было ими построено, и учредили государство, чтобы охранять награбленное добро и защищать грабителей от ограбленных.
Интересно, что, судя по археологическим находкам, дошумерское население Месопотамии было культурно близко матриархальной цивилизации в долине реки Инд.
 |
Sumerian art of Inanna becomes Amorite Clay Plaque depicting a woman in Sumerian city state Isin-Larsa C.2100 BCE. |
 |
Фигурка обнажённой женщины с лицом в виде птичьего клюва. Начало 2-го тысячелетия до н.э. Эшнунна, Телль-Асмар, Ирак |
Для сравнения — клювообразные женщины Индо-Хараппской культуры:
В общем, как говорится в Библии, бывает время в истории, когда люди собирают камни, и бывает время, когда они разбрасывают камни. На примере древней Месопотамии видно, что камни там собирали в основном женщины.
 |
Статуя шумерской женщины, управляющей колесницей из Эриду, датируемая 3000 годом до нашей эры. |
Ну, или, по крайней мере, культура там долгое время была построена по модели, ориентированной на женщин, как в Чатал-Хююке. Женщины — они же как "хомяки", всё тащут к себе в "норку", превращая дом в склад вещей, - нужных и не нужных, - и из этого собрания вещей рождается культура, в том числе и те артефакты, которые находят археологи.
-----------------------------------------------------------------
[1] На мой взгляд, никаких "народов" (или "наций") в эпоху неолита не было. Я ставлю под сомнение даже существование племён. Неолитическое общество было родовым (клановым).
[2] "Храмовый центр матриархального святилища Чатал-Гююк в Центральной Анатолии существовал с 7400 до 5600 года до Р.Х., то есть как раз до периода халафской культуры, являющейся продолжением этой гинекократической традиции" (А. Дугин).
[3] "Существует лингвистическая гипотеза, которую разделяли И. Гельб и И. Дьяконов, относительно того, что субареи говорили на прототигридском языке, отличительной чертой которого было удвоение слогов, что сохранилось в именах богов Инанна, Хубаба, Забаба. Такую же особенность мы встречаем позднее в Минойской культуре" (А. Дугин).
Комментариев нет:
Отправить комментарий