"Термин visio beatifica (ведение райского блаженства) был введён для обозначения высшей цели, telos, христианского существования. В средневековье он употреблялся для обозначения прямого видения Бога, videre Deum; тот, кто удостаивался этого видения, приходил в состояние вечного блаженства. <...> С точки зрения истории религий, мы можем говорить о visio beatifica и в связи с языческими мистериями. Средневековая концепция visio beatifica представляет наивысшую из возможных стадию в ряду исторических религиозных переживаний: идеальный предел, к которому стремится каждое отдельное переживание. Исторические примеры, такие как элевсинский вариант религиозного переживания, могут интерпретироваться в качестве приближения к этому пределу и оцениваться, так сказать, согласно его стандарту" (Карл Кереньи).
Нет, тут концы с концами не сходятся. Смотрите, в Элесинском телестерионе одновременно находилось множество мистов, и все они видели одно и то же. Ну или, по крайней мере, все имели то самое visio beatifica. Если брать христианство, то близко к этому можно поставить лишь т. наз. "сошествие" Святого Духа на апостолов (Пятидесятница).
![]() |
Пятидесятница. |
![]() |
Св. Франциск Ассизский. |
Видения мистов в телестерионе Элевсина близки к видениям учеников Иисуса, которые собрались в маленькой горнице на окраине Иерусалима, ещё и тем, что они сходны своими световыми эффектами. И, кроме того, они не предполагают длительной, строгой аскетической практики. Мисты Элевсина постились девять дней, а ученики Иисуса, кажется, и вовсе не постились накануне крещения Духом Святым. Это никак не согласуется со всей христианской мистикой, которая базируется на длительном изнурении плоти.