12 февраля 2022

Неолитические корни "хлыстовства".

Эрика Бургиньон усматривает существенную разницу между шаманским трансом, или "трансом видений", распространённым преимущественно среди мужского населения обществ собирателей, охотников и рыболовов, и "трансом одержимости", характерным преимущественно для женского населения раннеземледельческих обществ и связанным с воплощением в человеке другой, более сильной личности (духа или бога) за счёт утраты своего "я".  

Оргиастические формы экстаза в земледельческих культах плодородия условно можно отнести к трансу одержимости — постольку, поскольку они были ориентированы на акт приятия божества (А. А. Пелипенко, В. М. Хачатурян. Экстатические ритуалы, техники и временные изменения субъекта в религиозной истории // Субъект во времени социального бытия: историческое выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции / Отв. ред. Э.В. Сайко; Ин-т всеобщей истории РАН. - М.: Наука, 2006, с. 569-586).

Вот как глубоко уходят корни русского христоверия ("хлыстовства")! По учению "хлыстов", Бог однажды воплощался в Иисусе и может ещё вополощаться неопределённое количество раз, смотря по духовно-нравственному достоинству людей, - "жил, живёт и будет жить Христос, новый, но всё тот же, так же взятый из народной среды, из нищеты и бедности" (Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. 4: "Новый Израиль". - СПб., 1911, с. XLVI).

Теперь понятно, почему в "кораблях" христоверов женщины занимали выдающееся положение: они были и "кормщицами", и "пророчицами", и "богородицами".

Радение женщин. Литография из Исследования о скопческой ереси Даля. 1844

 




«Лизар».

Человеческий скелет обнаружили весной 2014 года близ Ландсхута в Баварии, при расчистке земли для строительства федеральной трассы "B15 neu". Маршрут строительства проходил через плодородные сельскохозяйственные угодья, которые, как показывают находки, уже использовались первыми фермерами около 7300 лет назад. Археологи нашли здесь следы поселения культуры линейно-ленточной керамики, одного из первых земледельческих сообществ на юге Германии. Когда-то в этой местности проживало несколько сотен человек – 5 неолитических деревень, включавшие 34 длинных дома.

Археологи открыли ряд погребений, в том числе могилу женщины, которой дали условное имя «Лизар». 7300 лет назад она переселилась из Карпатского региона на территорию нынешней Нижней Баварии и стала выращивать зерно на чрезвычайно плодородных лёссовых почвах региона вдоль реки Изар. Её похоронили в характерной позе с поджатыми ногами. В могиле находилось четыре керамических сосуда, а также костяное и кварцевое орудия, использовавшиеся, вероятно, в гончарном деле. Поэтому исследователи полагают, что Лизар изготавливала керамику.

В течение трёх лет специалисты из разных институтов проводили комплексные исследования скелета Лизар. Кроме того, её череп отсканировали, и по 3D-модели знаменитые реконструкторы братья Кеннис из Голландии воссоздали портрет древней женщины.



Анализ ДНК показал, что волосы Лизар были светло-каштановыми, глаза – карими, а кожа смуглой. Женщина находилась в генетическом родстве с ранними земледельцами Балкан и современной Анатолии. Она была очень маленького роста - в 1,45 м, и дожила до старого возраста, около 65 лет. Лизар много работала физически, у неё были крепкие мышцы, и несмотря на преклонный возраст, дама находилась в хорошей форме. Как и другие древние люди этого времени, Лизар не переносила лактозы, то есть не могла пить молоко. Согласно изотопному анализу, значительную часть пищи женщины составляли злаки, но в целом её рацион был достаточно качественным для своего времени.