15 июля 2023

Богиня мёртвых и её жрицы.

Известно, что культ Нейт возник в древнем Египте в додинастический период в западной части дельты Нила. С одной стороны, это был исключительно женский культ - знатные женщины носили придворный титул "жрица Нейт" -, с другой стороны, Нейт была связана с водной стихией (в частности с богом крокодилом Себеком) и почиталась охранительницей мёртвых.

Википедия сообщает: "Возможно, Нейт соответствует карфагенской и берберской богине Танит" (Источник). твёрдо уверена в этом. Она говорит: "Танит это имя Нейт в западной Северной Африке; а в  Угарите, Леванте и Месопотамии была местная аналогия Нейт по имени Анат. То есть на левантийском побережье Нейт была Анат, а в Карфагене — Танит" (Источник).

И она приводит нижеследующее изображение с интересным комментарием.

На фото: надгробие из финикийского Карфагена с изображением Танит. Обратите внимание, что Танит представлена здесь как проводница в мир мёртвых; а мир мёртвых, как это нарисовано на надгробии, находится  под водой. То есть под священными изначальными водами. Над Нейт в священных водах ( а к ним все водоёмы относились, включая колодцы) плавает священная рыба Сангара.

Вот ещё одно дополнительное свидетельство того, что самой архаической формой религии является культ мёртвых. Отсюда понятно, почему женщины занимают доминирующую роль в религии неолита и верхнего палеолита. Потому что именно женщины провожают покойников на "тот свет". Ну, и отсюда — из похоронных плачей и причитаний, из приготовлений к погребению и последующих поминок, из желания "хотя бы одним глазком" увидеть или услышать умершего — раскрутилась великая спираль религиозности. Очевидно, религия Древнего Египта, с её Книгой Мёртвых и мумификацией умерших, зачалась и развилась именно из культа мёртвых. 

Интерпретация обряда обрезания.

В связи с предыдущей темой "отверзания уст" решил почитать статью Р. А. Орехова "Обрезание в Древнем Египте: интерпретация ритуала с позиций ближневосточной и африканской традиций".

Автор говорит, что "на сегодняшний день исследователи имеют в своём распоряжении чрезвычайно мало текстов, в которых трактуется столь важный для уяснения древнеегипетского мировоззрения институт, как обрезание. Гораздо более правильным будет утверждать, что текстов подобного рода нет вообще".

Просто удивительно, как современные учёные, будто сговорившись, соблюдают древнее таинство, подобно тому как древние посвящённые соблюдали тайны мистерий.

"Долгое время считалось и считается, что самое достоверное изображение ритуала мужского обрезания происходит из гробницы верховного сановника Анхмахора в Саккаре (рис. 1, VI династия, Древнее царство, 2345–2181 гг. до н.э.).

Рис. 1. Прорисовка сцены обрезания (?) из гробницы Анхмахора (по Badawy 1978, fig. 29)

На одном из рельефов хорошо видно, как группа молодых людей подвергается странной и малопонятной процедуре. Один человек держит руки другому, в то время как третий производит странные манипуляции с половым органом испытуемого. На соседнем рельефе мы видим почти аналогичный сюжет. Разница только в том, что испытуемый сам терпит малопонятную операцию. Одна его рука расположена вдоль туловища, а другую он положил на голову «хирурга». В правой руке у последнего хорошо просматривается большой нож, левой он держит половой орган. Надпись рядом с первым изображением поясняет, что «хирург» — это жрец за
упокойного культа Hm-kA (букв. «слуга ка»). А характер действия поясняет надпись


 

И далее Р. А. Орехов делает важное примечание:

"Обычно трактуется как инфинитивная форма — sbt, «обрезывание». В качестве детерминатива мы используем знак N105 по таблице С. Росмордука. На самом деле в гробнице Анхмахора содержится изображение иного знака, некой разновидности изогнутого ножа, предназначенного, вероятно, для кастрации быков, который отсутствует в компьютерной базе. Но ближе всего к нему именно знак N105".

Говоря об иудейском обрезании, автор приводит знаменитый пассаж из библейской книги Исхода:

«Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его (т.е. Моисея) Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора (ippora т.е. жена Моисея), взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего (ʽorla bӗnah) и, бросив к ногам его, сказала: Ты жених крови (ǎan da̅mɩ̅m) у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию» (Исх. 4, 24–26).

В качестве комментария на сей библейский текст Р. А. Орехов приводит наблюдение отечественного семитолога-энциклопедиста И. Ш. Шифмана. И. Ш. Шифман пишет буквально следующее: «Несоблюдение обряда обрезания в отношении сына влечёт, таким образом, гнев Божий против отца. Обрезание и касание стоп Божьих спасает человека от попытки Бога его убить. Особенно важно здесь выражение «зять крови» (вариант прочтения ḥǎṯan da̅mɩ̅m): оно доказывает, что отношения кровного родства между людьми и Богом уже возникли или существовали как следствие брака Бога с представительницей этого общества (ср. схожие представления об угаритской богине Анату, именуемой «невестка Бога» — ybml lʼimm). Обрезание устанавливает узы кровного родства, делает людей сопричастными в Боге и единосущными с Богом. Нам кажется несомненным, что такие воззрения были общими для всего переднеазиатского Средиземноморья…».

О ритуале "отверзания уст".

Ян Ассман мимоходом говорит о ритуале, который по-египетски называется «Отверзание уст». Он представляет собой серию многочисленных и отчасти весьма архаичных обрядов, цель коих — одушевить и оживить статую. Он определённо уходит корнями в культ мёртвых, потому что главную роль в нём играет сын умершего, который, например, должен провести ночь рядом со статуей чтобы увидеть во сне образ своего отца.

Интересно... Сын умершего должен провести ночь рядом с его статуей... Тут действительно можно провести параллели с весьма архаичными обрядами в Чатал-Хююке и поселениях натуфийской культуры. Я имею в виду спальные лежанки над костями умерших предков, можно сказать кровати над могилами. 

Кстати, проф. Андрей Зубов в одной из своих лекций упоминает речевую формулу из ритуала «Отверзание уст» «привешиваю Я уста твои к костям твоим» — и комментирует эту формулу:

"Слова эти явно очень древние, они восходят ко времени, когда мумификации ещё не было. Почему уста привешиваются? Ведь уста остаются у мумии до сих пор – когда мы смотрим на хорошо сделанные мумии царей Нового царства, там уста на месте, зачем их привешивать? Здесь же речь идёт о каком-то, видимо, очень старинном обряде, когда ещё ни о какой мумификации и речи не было, когда уста, то есть нижняя челюсть, привешивалась к черепу, прикреплялась снова к черепу и размыкалась. Или же уста рисовались на черепе. И то, и то мы находим ещё в протонеолитическом Иерихоне и в других поселениях натуфийской культуры, где изображаются эти уста или моделируется голова из черепа. То есть это очень древняя вещь, задолго до мумификации существовавшая" (Источник). 

Череп, обмазанный глиной. Иерихон. IX-VIII тыс. до РХ.

И затем А. Зубов пишет об инструменте, с помощью которого отверзались уста умершего. 

"Тесло - это орудие каменотёса или столяра, которым обрабатывается поверхность, тешется камень или дерево. <...> Это нуа (тесло) сделано из металла Сета. Мы перевели слово биа как медь, но это условное наименование, условное - потому что в эпоху Текстов Пирамид египтяне не знали ни стали, ни железа, а знали только медь и бронзу, причём больше медь. И слово биа, как объясняют словари, это нечто сияющее, блистающее, прочное, какой-то, может быть, металл. Иногда считается, что это может быть метеоритное железо. Обычное железо египтяне знают только начиная с первого тысячелетия до Р.Х. А вот эти тесла, они были с додинастики. Возможно, биа - это вообще никакой не металл, а некий блестящий камень, скажем, обсидиан - вулканическое стекло, который похож на твердь неба, которая, по мнению древних, отделяла небытие от бытия. В зороастризме священные орудия ритуала делались из обсидиана, и считалось, что они делаются из небесной тверди. Возможно, речь идет именно об этом".

Сцена отверзания уст из гробницы Аменемхета (TT 53)
 
Проверка дефектов нёба у младенца (илл. из современного пособия по медицине)

Лезвия нечериу, используемые в ритуале отверзания уст умершего - «пальцы Гора»