08 ноября 2021

Против отождествления матриархата и материализма.

В продолжение предыдущей записи "Матриархат — не от первого рождения матерями, но от духовного "второго рождения"."

"«Матриархат» как мировоззрение — это убеждение в самозарождении жизни и всего вокруг. Всё логично: человек самозарождается в лоне матери, растения самозарождаются внутри земли, и всё в мире тоже самозарождается. Есть только одна субстанция — «материнская», или ещё шире — материя. Ей внутренне присуще развитие. Материя сама по себе, без посторонней помощи, без внешних вторжений рождает различные явления. Она и порождает всё разнообразие мира, в том числе некое специфическое «мужское» начало. И весь материальный мир организовывается и развивается сам по себе. При «матриархальном» взгляде на мир рождение и развитие — это естественный, самопроизвольный процесс", - декларирует К. В. Шумский в своей статье «Матриархат» и «патриархат» как два типа ментальности

Ну, допустим, что так оно и есть. И чем автор подкрепляет свою концепцию? Читаем:

"«Матриархальная» ментальность греков запечатлена в хтонических мифах. Их центральной фигурой является некая глобальная «великая мать» или «матерь богов», внутри которой происходят процессы самозарождения (Лосев, 1996:78). Великая мать — это некий колоссальный сгусток энергии, мировой хаос, который сам из себя естественным образом порождает титанов".

Ну, а теперь я приведу пеласгический миф о сотворении мира:

"Когда Эвринома, богиня всего сущего, в начале творения восстала из Хаоса и обнаружила, что ей не на что опереться, она вначале отделила небо от моря, а затем, танцуя над волнами, поймала и сжала в ладонях северный ветер — и перед ней появился Офион. Чтобы согреться, Евринома плясала все неистовей, «пока не пробудилось в Офионе желание, и он обвил её божественные чресла и оплодотворил богиню». Затем, превратившись в голубку, Евринома снесла Мировое яйцо. Великий Змей Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его. Потом яйцо раскололось, и из него появилось всё, что только есть на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и её горы, реки, деревья, травы и живые существа.

Офион и Евринома обосновались на Олимпе. Затем они уступили Олимп титанам Кроносу и Рее и были низвергнуты в Тартар (по иным источникам — в глубь Океана). Офион боролся с Кроносом врукопашную, но Кронос сверг его и стал править на Олимпе.

По некоторым вариантам мифа, Офион обидел Евриному, объявив себя творцом Вселенной. «За это ударила она его пяткой по голове, выбила ему все зубы и изгнала в мрачные подземные пещеры, где он беззубо шипит, прельщая неокрепшие души» (здесь Офион выступает как антигерой созидательного мифа, обозначается как сила, противополярная богине; возможно, это более поздний вариант мифа)". 

Матриархат — не от первого рождения матерями, но от духовного "второго рождения".

Довольно часто можно встретить мнение, согласно которому архаичные общества охотников и собирателей, как правило, не видели связи между половым актом и рождением детей. На эту удивительную близорукость диких народов, в частности, указывают С. де Бовуар и Ю. Эвола. Об этом же пишет известный британский антрополог Б. Малиновский: «…весь процесс введения новой жизни в сообщество лежит между миром духов и женским организмом. Там нет места для какого бы то ни было физического отцовства».

К. В. Шумский в статье "МАТРИАРХАТ" И "ПАТРИАРХАТ" КАК ДВА ТИПА МЕНТАЛЬНОСТИ пишет:

"Сейчас мы знаем, откуда берутся дети. Именно знаем. Наши дикие предки не знали. Что они фактически видели? Беременность и роды. И вынашивает, и рожает ребенка мать. Это очевидно и является фундаментальным фактом. Вопрос: почему она рожает? В рамках очевидности участие отца в рождении детей никак не обнаруживается: «…туземцы верят в то, что девушка может оказаться с ребёнком и не имея предварительных сексуальных контактов» (Малиновский, Б. Избранное: Динамика культуры : пер. с англ. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). С. 593). А значит, ответ может быть только один: женщины рожают, потому что им внутренне свойственно рожать. Свойство у них такое — рожать детей. Когда женщина достигает определённого возраста и внутри неё созревают необходимые условия, происходит процесс самозарождения, и она рожает. И никто другой ей для этого не нужен. Всё, что требуется, — это здоровый женский организм".

Да, это очень древняя теория, уходящая корнями к И. Бахофену, жившему в середине XIX века. С тех пор её бездумно повторяют многие авторы. В том числе и К. В. Шумский, полагающий именно это первобытное невежество дикарей основой матриархата. "В то время как участие матери в деторождении никогда не подвергалось сомнению, участие отца не всегда являлось очевидным. Из этой коллизии рождаются два типа ментальности. Один полагает, что в акте рождения участвует только одна, условно «материнская» субстанция. Другой же настаивает на обязательном участии в этом процессе и принципиально иного, условно «отцовского» начала. Первый архетип мы назвали «матриархальным», второй — «патриархальным»."

Народный правитель Хосе Гаспар Родригес де Франсия.

В. П. Казаков в статье "Парагвай: от либерализма к эгалитаризму" рассматривает идеологию и политику Верховного диктатора Парагвая Х.Г. де Франсии.


"Майская революция в Асунсьоне в 1811 г. покончила с колониальным гнётом Испании и провозгласила создание независимого парагвайского государства на принципах либерализма".

Х.Г. де Франсия представляет интерес в том смысле, что он в своих преобразованиях страны вовсе не нуждался в "старорежимной" госбюрократии. Не доверял он и местной олигархии, тесно связанной с властями Аргентины. Ему удалось настоять на проведении выборов в конгресс на основе всеобщего избирательного права.

"Подавляющее большинство депутатов принадлежало к народным низам: крестьянам и ремесленникам. Таким образом, в представительном органе власти произошёл социальный сдвиг в сторону народного представительства, которое стало опорой Франсия сначала как консула, а затем диктатора".

"Выборы на конгрессе 1814 г. проходили по тем же правилам, что и на предыдущем и дали такие же результаты: решительное преобладание среди депутатов сельских жителей. Сторонники Франсии развернули кампанию с целью убедить депутатов заменить консулат единоличным управлением Франсии. Подавляющее большинство депутатов высказалось за передачу всей полноты власти гражданину Хосе Гаспар де Франсии в ранге Верховного диктатора республики сроком на пять лет".

"Франсия рассматривал созданный им режим как народный, а себя позиционировал как выразителя народных интересов. Народная диктатура избавила Парагвай от гражданских войн, охвативших практически все испано-американские страны. Их причину  Франсия видел в отсутствии в этих странах народных правительств".