01 ноября 2021

Взгляд на безумный мир людей глазами слонихи.


У меня до сих пор стоит перед глазами картина из детства: я с мамой пришёл посмотреть на животных в московский передвижной зверинец рядом с ж.-д. вокзалом в Липецке. Было это примерно в 1975-м году. Зрелище белого медведя, сидящего в луже собственной мочи в металлической клетке размером 2 х 2 метра, произвело на меня очень тягостное впечатление... 

Райские кущи в тени дубовой рощи.

Люди, как род в семействе гоминиды отряда приматов, появились на Земле не ранее того, как в природе образовалась соответствующая кормовая база. После последнего ледникового периода расширяющийся «дубовый пояс» со временем создал собственную почву, тень, сопутствующие растения и запас желудей, который стал настоящим подарком для десятков млекопитающих, включая свиней и Homo sapiens. Автор блога Old European culture в статье "Acorns" говорит, что первой культивируемой крахмальной пищей в Евразии были жёлуди, и что именно переработка желудей могла положить начало тому, что мы сегодня называем сельским хозяйством. 

"Белки, олени, кабаны любят есть жёлуди, иногда до такой степени, что жёлуди составляют 25% их осеннего рациона. Из-за этого дубравы стали идеальным местом охоты для первобытных охотников, которые охотились с обожжёнными на огне копьями из дуба или ясеня, как вот это. 

Но люди не собирались смотреть, как все эти животные лакомятся желудями, не попробовав их сами... Жёлуди едят люди, по крайней мере, со времён позднего палеолита и до наших дней" (Источник).

В неолитических земледельческих сообществах жёлуди могли играть роль эрзац-хлеба на плохие времена, зарезервированного для чрезвычайных ситуаций, например, когда запасов зерна не хватало до следующего урожая.

С темой желудей связаны дуб и свинья. Они являются основополагающими, базовыми элементами неолитического хозяйства, их роль трудно переоценить, ими пропитана и пронизана вся земледельческая культура и мифология. Поэтому я расчитываю написать несколько статей на эту тему, а этот пост пусть будет своего рода "введением".

О появлении государственности в Междуречье ок. 3300 г. до н.э.

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" пишет:

"Если приравнять цивилизацию к государству, а архаичную цивилизацию — к осёдлости, земледелию, домашней усадьбе, орошению и городам, то придётся признать, что наша историческая хронология в корне неверна. Все эти достижения неолита существовали задолго до того, как мы обнаруживаем нечто похожее на государство в Месопотамии. <...> Осёдлое население, выращивающее одомашненные зерновые культуры, и небольшие города примерно с тысячей жителей, занимающиеся торговлей, были исключительным достижением неолита и возникли примерно за два тысячелетия до появления первых государств в 3300 г. до н.э. <...> Протогородской комплекс представлял собой исторически новую и уникальную концентрацию рабочей силы, пахотных земель и продовольствия, которая, будучи «захвачена» (хотя и слово «паразитирование» не является преувеличением), могла превратиться в мощный узел политической власти и привилегий".

"Таким образом, - говорит Д. Скотт, - в тот период было возможно и даже распространено осёдлое земледелие — на аллювиальных равнинах, с использованием орошения — но без каких бы то ни было форм государственности. Однако никогда не существовало государства без аллювиального зернового земледелия".

хорошо сказано

Если девушка не пьёт, не курит, не ругается матом, спит дома ночью, любит природу, хочет прожить с мужем всю жизнь и иметь с ним много детей... это не современная девушка - это современная богиня! (Источник)
 

Где бы ты ни была и что бы с тобой не случилось, помни - ты носительница облика Великой Богини. Роняя своё достоинство, ты унижаешь всех женщин - и Матерей и Муз...........

Таис Афинская (Источник)