31 декабря 2024

Про терафимов.

"Религия одной из самых многочисленных групп нгбака (на территории ЦАР) высшим божеством считает Гале или Гбонбосо. Это — небесное божество, не приходящее в соприкосновение с людьми. Его посланниками выступает пара божественных предков народа нгбака — Сето и Набо. В мифе о них говорится как о брате и сестре, породивших нгбака через кровосмесительную связь. Этот элемент мифа указывает на матриархат, где отношения брата и сестры играют центральную роль. Почитание этой примордиальной пары предков является важнейшим элементом культа нгбака, а их резные фигурки обязательно стоят в домашнем алтаре (твабозо)", - пишет А. Дугин ("Люди чёрного солнца", с. 247).

Интересно. Эти фигурки напоминают терафимов, родовых антропоморфных идолов древних евреев. В Библии они впервые появляются в связи с Рахилью. Она забирает их из дома отца своего Лавана Арамеянина в Месопотамии (Быт. 31:19), из чего обычно делается вывод, что культ терафимов попал к израильтянам от арамеев. Рахиль прячет терафимов под седлом верблюда (Быт. 31:34), что указывает на их компактные размеры, напоминающие куклу. Также Википедия сообщает, что к ним обращались, чтобы узнать будущее (Иез. 21:21). aquilaaquilonis в своей заметке Терафимы замечает, что терафимы находятся в домах, а не в храмах, и действия с ними производят женщины.

О круглых формах.

"На севере Ганы народы группы гур  — дагомба, моси и мампруси  — организованы по патриархальному принципу, с развитым институтом жречества. Однако антропологические представления дагомба почти тождественны аканти: материнский клан считается наиболее важным, с ним связана передача крови и тела, плотной формы (могья), а от отца воспринимают душу или дух (нторо). Как и во многих других традициях, специфически мужскими постройками были прямоугольные хижины, а женскими — круглые(А. Дугин. "Люди чёрного солнца". С. 228).

Интересно. Все юрты, яранги, чумы, иглу — круглые. Кажется, все самые древние жилища были круглыми. И у нас имеется достаточно много сообщений, что у кочевых народов, сохранивших архаический быт, жилища строили женщины. Кое-где в Африке женщины до сих пор лепят жилища своими руками.

Хижина химба.

Но, я думаю, построить жилище из брёвен для женщин, скажем так, несподручно. Поэтому "длинные дома" носителей линейно-ленточной культуры строились, надо полагать, мужчинами.

Реконструкция традиционного длинного дома во Вьетнаме.

Хронологически круглые жилища предшествовали прямоугольным, - это очевидно. Прямоугольные формы стали появляться по мере укрупнения домов и усложнения их строительства. Из брёвен никак не получится круглое жилище. Из камня, из глинобитного кирпича тоже удобнее строить дома прямоугольной формы. Хотя традиция есть традиция: сооружение круглых жилищ продолжалось, как бы "по инерции", наряду с прямоугольными домами. В культовой сфере эта древнейшая традиция дожила до настоящего времени.

Буддийские ступы в Бирме.

Радикальный патриархат.

А. Дугин приводит пример радикального патриархата в статье "Яка и имбангала: чёрные скифы Анголы".

"В XVI веке в поле зрения португальцев попал ещё один народ, совершенно не похожий на остальное население. Он стал известен как яка или джага. <...> Это были воинственные племена чистых кочевников, что было совершенно не свойственно народам банту. <...> Религия яка ставит в центре мужское небесное божество — Ндзамбьяпхуунгу.

Долгое время народ яка, представляющий собой яркую аномалию в контексте осёдлой аграрной цивилизации банту, отождествлялся или, по крайней мере, сближался с ещё одним народом — имбангала, который появился из глубины африканского континента в начале XVII века и отличался ещё более радикальными чертами. Народ имбангала был организован как жёсткое и экстремально андрократическое войско, напоминающее кочевые общества Турана. В отличие от всех африканских обществ у них вообще отсутствовали обряды, связанные с родством, и родовые связи не играли никакой роли. Племя было объединено только тайным обществом, куда допускали исключительно юношей,  прошедших инициацию. Полноценным членом племени считался только тот юноша, кто убивал своего врага. Если ребёнок рождался в поселении имбангала, его убивали. Женщины могли родить только за пределами лагеря и принести ребёнка в лагерь, где его воспитывали с самого раннего возраста сообща, обучая только одному — искусству войны. Новых членов войска имбангала чаще всего набирали из подростков, захваченных в плен, обучая их воинскому искусству, ритуальному каннибализму и мужеству, а также посвящая в тайное общество. Одним из ритуалов, сохранившихся у имбангала до более поздних эпох, был обряд «поедания стариков», что снова является удивительной параллелью с описанием обычаев древних скифов".

А. Дугин ещё добавляет, что "имбангала строили особые военные лагеря, укреплённые деревянными стенами — киломбо, где размещали свои отряды". Ну, это вполне понятно. Это напоминает нам про остроги казаков в Сибири, про "крепкостенную" Трою, и про Тиринф греков-ахейцев и про лондонский Тауэр. Завоеватели, питающиеся соками туземного населения, всегда ограждаются от этого населения. Потому что туземное население горит желанием уничтожить или изгнать паразитов со своей земли. 

Ну, что тут сказать? Радикальный патриархат (то есть орда́, тур. ordu «военный лагерь») выглядит крайне отвратительно.

Но тут есть одна интересная параллель с легендами про амазонок. Согласно этим легендам, амазонки жили в военных лагерях и убивали всех родившихся в лагере мальчиков. Если Дугин говорит, что экстремально андрократическое войско имбангала напоминает ему кочевые общества Турана, то, может быть, "нет дыма без огня"? Амазонки ведь тоже из степей Турана. Геродот указывал на Сарматию как место проживания племени, «управляемого женщинами». Если верить древнегреческому историку, амазонки жили в Скифском государстве (современный Крым) и на берегах озера Меотида (Азовское море). Геродот описывал сармат как потомков амазонок и скифов, что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины». При таком раскладе получается, что амазонки — это патриархальный феномен, и к матриархату они не имеют никакого отношения.