По Фрэзеру, воплощение богов в живых людей может быть:
1.
Временным, которое выражается вдохновением, одержимостью и проявляется в
сверхъестественном знании (пророчествах, предсказаниях).
2. Постоянным, выражающимся совершением чудес - как необычайно сильного проявления обычной способности [1].
Отождествление женщины с божеством могло произойти внезапно. Подобный пример приводит Дж. Фрэзер:
"Когда
у галласов женщина устает от забот по хозяйству, она начинает говорить
бессвязные речи и нелепо вести себя. Это признак того, что на нее
снизошел св. дух Калло. Муж тут же простирается перед ней. Она не
именуется более супругой, а носит титул "повелительницы". Она не печется
более о своих домашних делах, и ее воля становится божественным
законом" [2] (Источник).
Вот здесь Фрэзер подобрался близко, очень близко, к тому что я называю "священным матриархатом".
Многие писали и говорили о том, что женщина, благодаря своей психо-физиологической конституции, более мужчины предрасположена к медиумизму. И о том же повествует Библия, указывая на Еву, которая вступила в контакт со змеем, то есть духом.
Также многие религиоведы сообщают об устрашающей силе нуминозности. Нуминозное внушает страх и ужас, эпифании (богоявления) шокируют, а изменённые состояния сознания и аффекты одержимости сопровождаются сверхъестественными явлениями.
Об этих шаманских чудесах можно почитать у Мирчи Элиаде в его исследовании первобытной религиозности "Шаманизм и архаические техники экстаза". Очевидно, именно эти сверхчеловеческие способности шаманок и заставили мужчин встать на колени перед ними. Наверно, отчасти этим можно объяснить и то, почему архаические идолы богинь частенько имели формы, навевающие ужас.
-----------------------------------------------------------------
1. Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. С. 106.
2. Там же. С. 109-110.