Ю. В. Андреев пишет:
"Вплоть до конца XVIII в. до н. э., т. е. до начала периода «новых дворцов», критская культура продолжала сохранять во многом ещё довольно-таки архаичный облик древнейших земледельческих культур эпохи неолита и ранней бронзы. Это особенно бросается в глаза, если сравнивать её с синхронными культурами Египта, Анатолии и Сирофиникийского побережья. Основными структурными ячейками минойского общества в этот период, как и в III тыс. до н. э., продолжали оставаться различные формы гентильных объединений — от племени до большой семьи. Об этом свидетельствует длительное выживание обычая коллективных захоронений, так же как и коммунальных жилищ, характерных для предшествующей эпохи. Показательно, что даже самые крупные архитектурные сооружения СМ периода, такие как «старый дворец» Феста, «квартал М» в Маллии, гробница Хрисолаккос в той же Маллии, сравнительно недавно открытый погребальный комплекс в Арханесе (близ Кносса), в сущности, представляют собой не что иное, как гипертрофированные формы древних клановых жилищ и усыпальниц. Родовые и большесемейные общины, по всей видимости, могут считаться тем «строительным материалом», из которого в конце III - начале II тыс. до н. э. начали формироваться первые дворцовые государства".
А если Кносс — не дворец, а ритуальный комплекс? Сам же Ю. В. Андреев называет его гипогеем и говорит, что его "связь с обрядовой практикой минойцев не вызывает особых сомнений".
Стало быть, до эпохи «новых дворцов», то есть до 1700 года до н. э., на Крите не было государства. Вопрос лишь в том, успело ли сформироваться государство из «строительного материала» древних клановых жилищ за 250-летний период до вторжения греков-ахейцев ок. 1450 года до н. э.
Я полагаю, что минойская цивилизация до последних своих дней сохраняла архаичный облик древнейших земледельческих культур эпохи неолита, а государство на Крите — дело рук ахейцев-завоевателей.
Похожую картину мы наблюдаем у древних славян: приходят норманны (они же варяги, они же русы), и превращают территорию их проживания в «Гардарики» (корень garð-, родственный праславянскому *gȏrdъ и индоевропейскому *gʰórd-, имеет значение «ограда, забор, укрепление»), то есть страну заборов-острогов, куда сводится дань, собранная с подданных государя.
Я нигде не вижу на минойском Крите "форму социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти" (так Википедия определяет патриархат). Нет ни царей (кроме одного мифического Миноса из позднейшей древнегреческой мифологии), ни царских дворцов и усыпальниц, как в Египте. Ну, а если там не видно патриархата, вполне здравомысленно называть социальную систему минойцев матриархатом (пока не будет доказано обратное).
|
минойские одежды
|