27 августа 2023

Пляски на костях.

Ю. В. Андреев, имея в виду западный двор «старого дворца» в Фесте и «агору» в Маллии, говорит, что все элементы этих строительных комплексов были сгруппированы вокруг обнесённой оградой площадки, вероятно, использовавшейся как место для устройства ритуальных танцев. Также неподалёку от Кносса найдены площадки круглой формы, которые считают именно танцевальными. И далее Ю. В. Андреев сообщает, что "уже в эпоху ранней бронзы такие площадки, хотя, конечно, сильно уступающие по своим размерам той же «агоре» Маллии или «западному двору» Феста, устраивались в некоторых толосных некрополях на равнине Месара. Согласно предположениям Брэнигена, они предназначались в основном для ритуальных танцев, посвященных «змеиной богине», и в этом плане могут расцениваться как форма, предшествующая более поздним дворцовым дворам, использовавшимся преимущественно для тех же самых целей".

В данном контексте особый интерес представляет дольмен «Джубга» с площадкой (или "двориком") у входного отверстия фасадной плиты.

 

А что, если и у других дольменов тоже были свои "танцплощадки"? Просто они не сохранились за 5 тысяч лет. Может, ограды были не из массивных песчаниковых блоков, как у дольмена «Джубга», а из дерева, - потому и не сохранились...

В таком случае, площадка у дольмена «Джубга» и центральный двор ритуального комплекса в Кноссе могли иметь одно и то же функциональное предназначение. Суть площадок одна, только размеры разные. 

Ю. В. Андреев косвенно подтверждает такую "эволюцию" площадок:

"... Сам факт переноса главного центра ритуальной деятельности с кладбища на «городскую» площадь, или из «мира мёртвых» в «мир живых», нуждается в каком-то объяснении, так как за ним, вне всякого сомнения, скрываются серьёзные перемены не только в религиозном сознании минойцев, но и в их социальной жизни. Скорее всего, здесь следует видеть результат интеграции (своеобразного синойкизма) первоначально разрозненных родовых общин в рамках новой политической общности — протогорода и протогосударства. Создание нового ритуального центра, уже не связанного более с родовыми усыпальницами отдельных общин, в главном поселении всего сообщества было закономерным завершением этого процесса".

Что-то я не пойму, о каком "переносе" с кладбища на «городскую» площадь говорит Ю. В. Андреев. По-моему, он путает древний Кносс с современным мегаполисом, где все кладбища вынесены за городскую черту. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий