16 декабря 2024

Мастер-класс от австралийских аборигенов.

Т. Н. Дмитриева говорит, что "чувство единения с окружающей природной средой ярко и рельефно выражено в мировосприятии австралийских аборигенов, которое получило название тотемизма. Тотемистическая философия аборигенов Австралии включает представление о тесной, чрезвычайно интимной и ярко переживаемой связи между всеми существами, предметами и явлениями, имеющимися на данной территории, с самим ландшафтом, причём человеческие существа рассматриваются в одном ряду с прочими, никоим образом не занимая более высокого положения, чем, например, кенгуру, личинка жука, водяная лилия и прочие животные, растения, явления природы. Эта связь реализуется через идею об общих предках, живших во Времена Сновидений -- в мифические времена первотворения -- и устроивших в том виде, в котором всё это существует ныне, и ландшафт, и животный и растительный мир, и человеческие существа с их культурными установлениями, обрядами, традициями, песнями, священными церемониями, предметами и т. п. 

Отношение аборигенов к священным тотемическим центрам, к связанным с ними персонажам отличается от того, что принято называть поклонением, почитанием. Это скорее благоговейная забота членов тотемической группы о сохранности самого места и находящихся там священных предметов и рисунков, выражающаяся в совершении в нужное время необходимых 

Один из древнейших известных образцов наскальной живописи аборигенов Австралии

действий. Действия эти -- продуцирующие обряды, обеспечивающие, по мнению аборигенов, размножение тотема, с которым данный центр связан. Они не включают жертвоприношений в узком смысле этого слова, тотемическому предку не приносят еды или каких-либо других предметов. Но в таких обрядах у различных племён широко используется собственная кровь из вскрытых вен, которой обильно поливают землю, поверхность скалы, дерева и т. п."

Австралийские аборигены, в моральном отношении, гораздо выше древних евреев. Если иудей совершал грех, то, чтобы смыть свою вину, он перерезал горло невинному и беззащитному барашку. По сообщению Википедии, "животное закалывал сам провинившийся. За грехом неминуемо следует смерть (Иез. 18:4Рим. 6:23), поэтому — по милосердному установлению Бога — разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех". Ну, это примерно так же, как если бы в наше время нарушитель закона притащил в суд свинью, зарезал её там, и раздал мясо судьям, после чего они вынесли вердикт о его невиновности. Иди и дальше совершай преступления, - только не забывай приносить нам свинину. А вот если бы преступник проливал собственную кровь, во искупление грехов, - тогда это был бы совсем иной иудаизм. Недаром Иоанн Креститель называл современных ему иудеев "порождениями ехидны" и призывал их "сотворить достойный плод покаяния". Если желаешь пролить кровь, так проливай свою, а не кровь невинных животных! 

По сообщению Т. Н. Дмитриевой, у австралийских аборигенов "часто практикуются различного рода воздержания -- от пищи, половых сношений и т. д. Так, например, для обряда умножения эму в племени аранда (Центральная Австралия) участники церемонии вскрывают вены на руках и пропитывают кровью площадку в три квадратных ярда. После того, как кровь высохнет и получится твёрдая ровная поверхность, на ней рисуют священное изображение тотема эму. Для исполнения обряда вызывания дождя в племени йейджи (Северо-Западная Австралия) делатель дождя живёт отдельно от жены, не разговаривает и пьёт только грязную воду, пока не пойдёт дождь".

Мне нравятся австралийские аборигены. У них есть чему поучиться. Нам бы проявлять такую же заботу о сохранении своей родины в первозданной чистоте!

"С чего начинается родина?
С тотема в соседнем лесу...

Да и вообще, всему "цивилизованному" миру надо бы присмотреться внимательно к тотемическому мировосприятию аборигенов. В связи с глобальной экологической катастрофой.

"Венеры" как куклы вуду?

Т. Н. Дмитриева пишет о разбивании мергелевых (мергель - рыхлая смесь известняка и глины) женских статуэток на стоянке Костёнки I. "Если женские фигурки, сделанные из бивня, часто встречаются в ямках и в целом виде, то такие же статуэтки, выполненные из мергеля, зачастую очень тщательно и детально проработанные, встречаются как в культурном слое, так и в ямках, со следами разбивания целенаправленными ударами. Так, крупная мергелевая статуэтка из первого комплекса Костёнок I была найдена разбитой на четыре части <...> Целенаправленным ударом в лицо была разбита голова большой статуэтки с тщательно выполненным орнаментом, изображающим причёску или головной убор <...> Разбитыми были найдены и другие мергелевые женские статуэтки на Костёнках I <...> Намеренность фрагментации в большинстве случаев не вызывает сомнения, но цель её пока остаётся неизвестной".  

Костёнки I, фигурка из мергеля, грубо вырезанная. Обратите внимание на следы от ударов по животу.

При обнаружении эта статуэтка из известняка была разбита на четыре фрагмента.

Эти разбитые "венеры" из Костёнок напомнили мне о загадке расколотых кикладских идолов с острова Керос в Эгейском море. Может быть, между ними есть какая-то связь?

Следы от ударов по животу заставляют привлечь к истолкованию гипотезу о вредоносной магии. Что, если перед нами своеобразная "кукла вуду"? Тогда удары по животу можно понять как причинение вреда плоду во чреве беременной женщины. Ну, а целенаправленные удары в лицо, отбивание головы и "расчленение" статуэтки говорят сами за себя. 

Впрочем, это всего лишь гипотеза... Ещё одна версия...