16 декабря 2024

Мастер-класс от австралийских аборигенов.

Т. Н. Дмитриева говорит, что "чувство единения с окружающей природной средой ярко и рельефно выражено в мировосприятии австралийских аборигенов, которое получило название тотемизма. Тотемистическая философия аборигенов Австралии включает представление о тесной, чрезвычайно интимной и ярко переживаемой связи между всеми существами, предметами и явлениями, имеющимися на данной территории, с самим ландшафтом, причём человеческие существа рассматриваются в одном ряду с прочими, никоим образом не занимая более высокого положения, чем, например, кенгуру, личинка жука, водяная лилия и прочие животные, растения, явления природы. Эта связь реализуется через идею об общих предках, живших во Времена Сновидений -- в мифические времена первотворения -- и устроивших в том виде, в котором всё это существует ныне, и ландшафт, и животный и растительный мир, и человеческие существа с их культурными установлениями, обрядами, традициями, песнями, священными церемониями, предметами и т. п. 

Отношение аборигенов к священным тотемическим центрам, к связанным с ними персонажам отличается от того, что принято называть поклонением, почитанием. Это скорее благоговейная забота членов тотемической группы о сохранности самого места и находящихся там священных предметов и рисунков, выражающаяся в совершении в нужное время необходимых 

Один из древнейших известных образцов наскальной живописи аборигенов Австралии

действий. Действия эти -- продуцирующие обряды, обеспечивающие, по мнению аборигенов, размножение тотема, с которым данный центр связан. Они не включают жертвоприношений в узком смысле этого слова, тотемическому предку не приносят еды или каких-либо других предметов. Но в таких обрядах у различных племён широко используется собственная кровь из вскрытых вен, которой обильно поливают землю, поверхность скалы, дерева и т. п."

Австралийские аборигены, в моральном отношении, гораздо выше древних евреев. Если иудей совершал грех, то, чтобы смыть свою вину, он перерезал горло невинному и беззащитному барашку. По сообщению Википедии, "животное закалывал сам провинившийся. За грехом неминуемо следует смерть (Иез. 18:4Рим. 6:23), поэтому — по милосердному установлению Бога — разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех". Ну, это примерно так же, как если бы в наше время нарушитель закона притащил в суд свинью, зарезал её там, и раздал мясо судьям, после чего они вынесли вердикт о его невиновности. Иди и дальше совершай преступления, - только не забывай приносить нам свинину. А вот если бы преступник проливал собственную кровь, во искупление грехов, - тогда это был бы совсем иной иудаизм. Недаром Иоанн Креститель называл современных ему иудеев "порождениями ехидны" и призывал их "сотворить достойный плод покаяния". Если желаешь пролить кровь, так проливай свою, а не кровь невинных животных! 

По сообщению Т. Н. Дмитриевой, у австралийских аборигенов "часто практикуются различного рода воздержания -- от пищи, половых сношений и т. д. Так, например, для обряда умножения эму в племени аранда (Центральная Австралия) участники церемонии вскрывают вены на руках и пропитывают кровью площадку в три квадратных ярда. После того, как кровь высохнет и получится твёрдая ровная поверхность, на ней рисуют священное изображение тотема эму. Для исполнения обряда вызывания дождя в племени йейджи (Северо-Западная Австралия) делатель дождя живёт отдельно от жены, не разговаривает и пьёт только грязную воду, пока не пойдёт дождь".

Мне нравятся австралийские аборигены. У них есть чему поучиться. Нам бы проявлять такую же заботу о сохранении своей родины в первозданной чистоте!

"С чего начинается родина?
С тотема в соседнем лесу...

Да и вообще, всему "цивилизованному" миру надо бы присмотреться внимательно к тотемическому мировосприятию аборигенов. В связи с глобальной экологической катастрофой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий