14 ноября 2023

Немного о казахской свадьбе.


"В дореволюционный период у казахов существовал экзогамный брак", - сообщает А. Т. Толеубаев в своей монографии "Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX — начало XX в.)" (Алма-Ата: Гылым,1991).

"Свадьба проходила вначале в доме невесты, затем в ауле жениха. Во время свадьбы в ауле невесты для молодых приготавливали особую юрту. Она входила в приданое невесты. Обычай давать невесте юрту рассматривается как пережиток эпохи матриархата, когда мужчина поселялся в доме жены и всё имущество, в том числе дом, принадлежало женщине. Видимо, обычай, согласно которому верхний круг, дверцы и частично кошмы для юрты приносит жених, появился позднее — в патриархальный период. Он означал, что дом принадлежит уже мужчине. Наверное, поэтому мужья, ругая своих жён, говорили: «Шацыракка кара» («Смотри на шанырак»), — напоминая таким образом: «Ты находишься в моём доме». Кроме того, этот обычай в патриархальном обществе связывался с культом предков. Известно, что порог у казахов, как и у многих народов, считался обиталищем духов предков. Шанырак (верхний круг юрты), видимо, тоже являлся одним из символов культа предков («кара шанырак» — «дом предков»). В пользу такого суждения говорит и обычай оставлять шанырак на могиле последнего представителя рода или семьи".

"Особый интерес в свадебном комплексе представляет обряд расплетения косы невесты и разъединения её на две косы. По одним соображениям, этот обряд производился перед отправкой невесты в дом жениха, по другим — через несколько дней по приезде в аул жениха. По обычаю, казахские девушки волосы заплетали в одну косу, с переходом в группу замужних женщин — в две косы


Цари — бараны (2).

В продолжение записи "Цари — бараны".

Очень интересно указание Страбона на обожествление вождей (царей) у негроидных племён, обитавших южнее Мероэ: «Большей же частью они почитают как богов своих благодетелей и царственных людей, причём царей считают общими спасителями и хранителями всего...» (XVII, 2, 3). При этом негры, - говорит И. С. Кацнельсон, - "усматривали прямую зависимость между физическим состоянием старейшины рода, племенного вождя, иногда жреца или царя и своим благополучием. «Судьба души богочеловека, согласно закону гомеопатической магии, оказывает сильнейшее влияние на жизнь всей природы. Всякий, хотя бы временный упадок сил у богочеловека, наступление старости, болезнь, всякая хилость и слабость его вызывают захирение в жизни природы, и прежде всего растительности. Это и объясняет, почему те первобытные народы, у которых существовал и существует институт священных царей, воплощённых богов, не дают этим богочеловекам умереть естественной смертью. Для того чтобы сохранить душу богочеловека в постоянном расцвете, они стараются переселить её в другого богочеловека до того времени, пока у предшественника стали появляться признаки упадка или старость» [Фрезер Д., Золотая ветвь, вып. 2, Табу — запреты, М., 1928, стр. 8]. Поэтому по истечении определённого срока, или по достижении определённого возраста, или при заболевании вождь или царь либо должен был кончать жизнь самоубийством, либо его убивали".

К примерам обожествления царя и его ритуального убийства, собранным Д . Фрезером, И. С. Кацнельсон добавляет и другие. "Так, по представлениям шиллуков, в новом царе перевоплощается первый царь Нииканг, герой и полубог. Поэтому избранник обязан блюсти ритуальную чистоту, подчиняясь определённым предписаниям и выполняя некоторые обряды. От него требуются и соответствующие высокому сану физические качества, ибо наступление слабости может отразиться на благе народа. Когда царь заболевал или старел, его убивали, дабы избежать возможных бед, например поражений на войне, эпидемии или голода. Только смерть носителя магической силы могла отвратить несчастья от царства. Продолжительность царствования свыше десяти лет, а в иных случаях даже лёгкий насморк могли привести к тому, что ближайшие родственники царя, как того требовал обычай, душили его или проламывали ему затылок. Подобные же верования и обычаи существовали и у племён фунга и нуба, которые, как известно, принадлежат к старейшему этническому слою Судана и в силу своей изолированности сохранили в наиболее чистом виде многие древние установления. Ограничивалась длительность правления царей у эве (Того). После устраиваемого специально праздника ямса, в котором принимали участие жрецы, знать и друзья обречённого, он должен был покинуть этот мир. Иногда дозволялось повторение праздника, но не свыше трёх раз. Ни в коем случае не должен был окончить жизнь естественным путём царь хунгве в Южной Родезии. Любая болезнь предопределяла его участь. Кроме того, каждые четыре года вопрошали оракула о дальнейшей судьбе обладателя трона, и, как правило, ответ гласил: он должен умереть. Четыре первых сановника удостаивались чести препроводить своего повелителя в лучший мир, что они дружно и осуществляли, накидывая ему на шею сыромятный ремень. Начинающего дряхлеть вождя или царя одного из племён баросуи убивали. Решение о его смерти принималось единолично его преемником. В новолуние специально выделенные для этого люди завязывали царю глаза, а затем душили. У другого племени этого же народа, обитающего в области Нуанетци, к югу от Хиби, царя убивали через пять лет после вступления на престол. Также в новолуние, обычно через четыре года после воцарения, умерщвляла главная жена своего царственного супруга — макона — правителя вахумбе (Зимбабве). Этому печальному событию предшествовали гадания на костях и по звёздам. Ритуальное убийство царя отнюдь не являлось отличительной особенностью одной лишь Африки. Например, в древнем Вавилоне ежегодно справлялся праздник Акиту (Загмук), заимствованный у шумеров. «В Вавилоне в историческую эпоху царь на деле занимал свой трон пожизненно, но теоретически он являлся как будто лишь однолетним царём. Каждый год в праздник Загмука царь должен был обновлять свою власть... Даже когда Вавилон перешёл под власть ассирийцев, ассирийские монархи должны были каждый год узаконивать свои права на трон, являясь в Вавилон и совершая древнюю церемонию в праздник нового года... Кажется, что в более отдалённую эпоху, т. е. до исторического времени, цари Вавилона или их варварские предшественники должны были приносить в жертву не только свою корону, но и жизнь по истечении года царствования»."

Можно ли назвать патриархальной систему политической власти, при которой цари, как бараны, идут на убой?
— Нет, это не патриархат. Это — теократия. А при теократическом правлении сакральная власть находится в руках жрецов (или жриц), которые являются "ретрансляторами" Божественной воли, "проводниками" Божественного законодательства. Патриархат начинается позже, когда цари узурпируют власть и устанавливают самодержавие. Именно о таком перевороте сообщает Страбон: «В Мероэ издревле самое высокое положение занимали жрецы, которые иногда даже через вестника приказывали царю умереть и назначали на его место другого. Впоследствии же один из царей уничтожил этот обычай; он напал с вооружёнными людьми на святилище, где находился золотой ковчег, и перебил всех жрецов» ( Strab. XVII, 2, 3). Вот это уже настоящий патриархат!