18 декабря 2023

"Сидящий на херувимах".

Рафаэль Патай говорит, что "раскопки в Самарии во дворце царя Ахава Израильского (873-852 гг. до н. э. принесли нам несколько маленьких табличек из слоновой кости, находка которых в царской резиденции дала ей название "дом из слоновой кости". Среди табличек есть одна, на которой изображены две сидящие женские фигуры, глядящие друг на друга. Они показаны в профиль, с вытянутыми вперёд руками, под обеими руками у них по крылу <...> В обеих руках фигуры держат по некоему предмету, возможно по большому цветку, напоминающему лотос. Спина прямая; ноги же согнуты так, что фигуры соприкасаются коленями, ягодицами упираются в пятки <...> На головах египетские уборы, которые плотно прижаты ко лбу и свободно свисают на плечи, открывая уши. Увенчаны они полым венцом, поднимающимся вертикально. Между двумя фигурами вертикально расположен ритуальный предмет с таким же венцом на верхушке, снизу нечто четырёхугольное, поддерживаемое хрупкими вывернутыми ногами. Предмет концентрирует на себе внимание двух фигур, которые как будто защищают его или обмахивают своими крыльями".

Я не нашёл в Сети табличку с крылатыми женскими фигурами из раскопок "дома из слоновой кости" царя Ахава, но, по-моему, нижеследующее древнеегипетское изображение двух сестёр — Исиды и Нефтиды — стилистически близко тому, о чём пишет Р. Патай.

Исида и Нефтида

"Каким бы ни был смысл этого предмета из слоновой кости, это самое правдоподобное из найденных изображений херувимов, которые в Соломоновом храме защищали ковчег и святая святых", - делает заключение Рафаэль Патай, и подчёркивает ещё раз, что "два духа из Ахавова дворца из слоновой кости
женщины". 

Надо сказать, что в Библии очень распространён образ Бога, сидящего на херувимах:

«И принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах» (1Цар. 4:4).

«И встал и пошёл Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах» (2Цар. 6:2).

«Наклонил Он (Бог) небеса и сошёл, — и мрак под ногами Его. И воссел на херувимов и полетел, и понёсся на крыльях ветра» (Пс. 17:10,11).

«Господи Саваоф, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю» (Ис. 37:16).

Кстати, у Исиды на голове можно увидеть царский трон, на котором восседали древнеегипетские фараоны. Имя богини, вероятно, означает «престол», «трон» и идентично знаку, который она несёт на своей голове. Интересно, что престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni) — один из девяти ангельских чинов.

Ханаанейская Астарта.

Рафаэль Патай говорит, что "дочь Ашеры, по-видимому, звалась или Анат, или Астарта (Ашторет)".

"Имя Ашторет ("плод чрева") или Астарта, вероятно, вначале было эпитетом, относившимся к богине, чьё настоящее имя — Анат, так же как Ваал (Господин) — эпитетет, относившийся к богу, чьё настоящее имя Хадд (Хадад).

Что же до библейских упоминаний Астарты, то первое указание на поклонение ей иудеев относится к началу времени Судей, то есть вскоре после переселения в Ханаан: "Оставили Господа и слали служить Ваалу и Астартам". Немного дальше более подробно: "Сыны Израилевы продолжали делать злое перед перед очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему".

Кстати, насчёт богов Филистимских. Р. Патай утверждает, что "у филистимлян Астарта была богиней-воительницей; вот почему, когда они победили Саула, то отнесли его оружие в храм Аштарот, несомненно в знак благодарности".

Далее Р. Патай сообщает об археологических раскопках на территории Палестины, в частности о находках терракотовых фигурок, представляющих обнажённую женщину. "Потрясает огромное количество и повсеместность этих фигурок. Они были найдены во всех палестинских раскопках начиная с середины бронзового века (2000—1500 гг. до н. э.) до начала железного века II (900—600 гг. до н. э.), то есть до конца периода разделённой израильской монархии и даже позже".

Р. Патай останавливается на раскопках в Тель-Бейт-Мирсим, что находится к югу от Хеврона на сегодняшней израильско-иорданской границе. "Самым популярным религиозным предметом, найденным в слоях позднего бронзового века (XXI—XIII вв. до н. э.) в Тель-Бейт-Мирсим, были так называемые Астарты — глиняные, обычно овальные, диски с отпечатанным по литейной форме изображением обнажённой фигуры богини Астарты. В большинстве случаев она держит руки поднятыми, сжимая в ладонях лилии или змей или то и другое".

В таком случае, надо полагать, что нижеследующее изображение более подходит для Астарты, чем для Ашеры.

Анат-Астарта