Рафаэль Патай говорит, что "дочь Ашеры, по-видимому, звалась или Анат, или Астарта (Ашторет)".
"Имя Ашторет ("плод чрева") или Астарта, вероятно, вначале было эпитетом, относившимся к богине, чьё настоящее имя — Анат, так же как Ваал (Господин) — эпитетет, относившийся к богу, чьё настоящее имя Хадд (Хадад).
Что же до библейских упоминаний Астарты, то первое указание на поклонение ей иудеев относится к началу времени Судей, то есть вскоре после переселения в Ханаан: "Оставили Господа и слали служить Ваалу и Астартам". Немного дальше более подробно: "Сыны Израилевы продолжали делать злое перед перед очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему".
Кстати, насчёт богов Филистимских. Р. Патай утверждает, что "у филистимлян Астарта была богиней-воительницей; вот почему, когда они победили Саула, то отнесли его оружие в храм Аштарот, несомненно в знак благодарности".
Далее Р. Патай сообщает об археологических раскопках на территории Палестины, в частности о находках терракотовых фигурок, представляющих обнажённую женщину. "Потрясает огромное количество и повсеместность этих фигурок. Они были найдены во всех палестинских раскопках начиная с середины бронзового века (2000—1500 гг. до н. э.) до начала железного века II (900—600 гг. до н. э.), то есть до конца периода разделённой израильской монархии и даже позже".
Р. Патай останавливается на раскопках в Тель-Бейт-Мирсим, что находится к югу от Хеврона на сегодняшней израильско-иорданской границе. "Самым популярным религиозным предметом, найденным в слоях позднего бронзового века (XXI—XIII вв. до н. э.) в Тель-Бейт-Мирсим, были так называемые Астарты — глиняные, обычно овальные, диски с отпечатанным по литейной форме изображением обнажённой фигуры богини Астарты. В большинстве случаев она держит руки поднятыми, сжимая в ладонях лилии или змей или то и другое".
В таком случае, надо полагать, что нижеследующее изображение более подходит для Астарты, чем для Ашеры.
Анат-Астарта |
И, похоже на то, что мы наблюдаем ту же богиню на древнеегипетской стеле.
С цветком лотоса и змеёй... Астарта, как есть Астарта! |
"На других табличках у богини руки опущены или соединены под выпяченным животом. Эти таблички восходят к тем, что были найдены в Месопотамии, где они существовали с раннего бронзового века", - пишет Р. Патай.
Но тогда выходит, что богиня Инанна и Анат-Астарта — это одно и то же лицо!
Amorite Clay Plaque depicting Inanna in Sumerian city state Isin-Larsa C.2100 BCE |
Что же касается идолов Ашеры, то описанию Рафаэля Патая соответствует вот эта картинка с "терафимами":
"Когда мы подходим к израильским слоям (XII—VI вв. до н. э.), характер находок меняется. Они отличаются от табличек с Астартой, у них свой стиль и своё обличье: груди обязательно подчёркнуты, но под ними тело напоминает колонну с широким основанием, и это подтверждает, что фигурки должны были быть устойчивыми. Из-за колоннообразного обличья этих фигурок некоторые учёные предполагают, что они могли быть глиняными представительницами богини Ашеры, чьи бóльшего размера изображения вырезались из дерева".
А может быть эти фигурки Ашеры были одновременно и терафимами? В одной из предыдущих записей говорилось, что "в письме XIV века до н. э., найденном в Таанахе недалеко от Мегиддо (Палестина), есть упоминание о чародействе Ашеры, через которое богиня якобы передавала информацию". Библейская Рахиль прячет терафимов под седлом верблюда (Быт. 31:34), что указывает на их компактные размеры, напоминающие куклу. Википедия сообщает, что к ним обращались, чтобы узнать будущее (Иез. 21:21).
Комментариев нет:
Отправить комментарий