06 июля 2025

Хайде Гёттнер-Абендрот про амазонок.

На западном побережье Малой Азии в бронзовом веке существовали матриархальные традиции, которые смогли сохраниться в течение длительного времени на крупных прибрежных островах, таких как Лемнос, Лесбос и Хиос. Лемнос представляет большой интерес для истории амазонок, поскольку он уже имел высокоразвитую культуру в раннем бронзовом веке. Археологи обнаружили три города 4-го тысячелетия: Полиохни, Мирину и Гефестию, чьё происхождение восходит к неолитическому веку. Из-за размера этих городов их открытие считается сенсационным, поскольку Полиохни был вдвое больше Трои и намного старше. Находки показывают, что на острове были хорошо организованные общины с тщательно построенными домами для собраний, в то время как дома были примерно одинакового размера, были связаны между собой и сделаны из небольших грубых камней. Они имеют однородный вид с небольшими или нулевыми различиями, типичными для эгалитарных матриархальных обществ. Искусство керамики было выдающимся, как и искусство ювелирного дела. Архитектура крепости Полиохни с мегалитическими, циклопическими стенами замечательна. Крепость Мирина также имеет циклопические стены, систему ступеней, ведущих наверх, религиозные помещения, высеченные в скале, и монументальное изображение вульвы в скале. Похожие сооружения можно найти в Гефестии, где было важное святилище Великой Богини, которое продолжалось в греческом и римские времена до введения христианства. Все эти характеристики типичны для матриархальной высокой культуры. Но какова была их особая судьба?

Это можно объяснить интересным древним мифом, в котором говорится, что греческий герой Ясон прибыл на остров Лемнос на своём корабле Арго вместе со своими спутниками, аргонавтами, в поисках волшебного «Золотого руна». Его приняли гостеприимно, но он встретил только вооруженных женщин. В ответ на его вопрос они сказали ему, что убили своих мужей, потому что те изменили им. Женщины пригласили аргонавтов заняться с ними сексом, чтобы забеременеть, пока аргонавты снова не ушли. — Это, безусловно, фантазия; это был единственный способ, которым греки могли объяснить остров, населённый исключительно женщинами. Патриархальная мораль заключается в том, что, когда женщины завладевают оружием, они сначала убивают своих мужей. Однако вопрос в том, кем были эти «мужья»?

Один показательный отрывок в мифе гласит, что «фракийские пираты» вторглись и завоевали остров. Мы можем предположить, что эти «пираты» были патриархальными моряками с севера Греции (Фракии), которые отправились завоевывать через море после того, как древние культуры на Балканах уже пали жертвой вторжений патриархальных индоевропейских племён. Эти завоеватели, возможно, убили местных мужчин и изнасиловали женщин Лемноса, принуждая их к браку, как это было обычной патриархальной практикой. Но затем женщины, по-видимому, избавились от этих «мужей», используя оружие последних. Это произошло под руководством отважной Гипсипилы, которая впоследствии стала «царицей», то есть представительницей лемносских женщин. После победы вооружённые женщины взяли судьбу островной культуры в свои руки. Чтобы решить проблему потомства, лемнийские женщины соблазняли проплывающих моряков гостеприимством и любовью, как это испытали аргонавты при Ясоне.

Археологически крепостные стены Полиохни подтверждают идею о том, что остров защищали женщины, которые таким образом стали «амазонками». В них есть небольшие бойницы для стрел, что означает, что город защищали луки и стрелы. Тот факт, что луки и стрелы ранее не принадлежали этой культурной области и что наконечники стрел были найдены исключительно на Лемносе, имеет огромное значение. Очевидно, что женщины предпочитают лук и стрелы как дальнобойное оружие прямому ближнему бою с мужчинами, поэтому они стали типичным оружием амазонок.

Матриархат как феномен коллективного сознания.

Из статьи "The Problem of the Essence of Matriarchy from the Point of View of the Evolution of Human Intellect and Consciousness: Feminism and Promising Tools for the Formation of a Cognitive Society". 

Авторы статьи:  Suleimenov Ibragim, Vitulyova Yelizaveta, Matrassulova Dinara.

Человеческий интеллект и сознание имели и имеют двойственную природу - они одновременно содержат в себе как индивидуальную, так и коллективную компоненты. Коллективная компонента преимущественно связана с женским началом, а индивидуальная - с мужским. В период матриархата коллективная составляющая человеческого сознания была доминирующей, что определило подчинение древних сообществ надличностным информационным объектам, воспринимаемым как «воля богов» и т. д. Женщины - жрицы и т. д. - были своего рода «аватарами» надличностных информационных объектов.

У безликих палеолитических "венерах" нет лица, нет личности, нет ничего индивидуального.

Очевидно, что проявление мужественности, грубой силы, стремления к лидерству и всего, что связано с термином «альфа-самец», не могло не противоречить существованию коллективной составляющей сознания. Следовательно, на этапе формирования сознания, когда его коллективная составляющая была доминирующей, неизбежно должно было возникнуть общество, которое в большей или меньшей степени «контролируется» надличностными информационными структурами, и в котором, соответственно, не может быть места индивидуализму, связанному с мужественностью.