Государство — это "плоть от плоти" патриархата. В Междуречье оно появилось на "отжиме" храмовой экономики. Общинники делали вклады в храмовые хозяйства, которые являлись своего рода "общаками", хранилищами зерна и другого продовольствия. На этом накопленном ресурсе и "завязалось" государство.
В принципе, финансовая "пирамида" МММ появилась таким же образом: сначала старушки - "божьи одуванчики" долго собирали денежные средства, а затем "пирамида" аккумулировала их средства. Здесь важно подчеркнуть последовательность: сначала происходит накопление энергии, а затем эта энергия "прихватизируется"; сначала пчёлы собирают мёд в улей, а затем пасечник изымает мёд из улья.
Читая монографию А. Бебеля "Женщина и социализм", я заметил, что нечто подобное происходило и в Европе эпохи Реформации. Цитирую:
"Введение протестантизма устранило полный великолепия католический культ, от чего очень сильно пострадало или было совершенно уничтожено большое количество ремёсел, в особенности технические искусства, и как раз этими ремёслами занималось много женщин. Далее, конфискация и секуляризация огромных церковных имуществ повели к упадку попечения о бедных, отчего страдали прежде всего вдовы и сироты".
В России конфискация церковных имуществ происходила в 20-е годы прошлого века.
|
Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря. Москва, 1925 год. Источник картинки
|
Нечто подобное происходило в России и при Петре I. Любопытно взглянуть на эту картину в гендерном аспекте: трудолюбивыми "пчёлками", приносящими в храмы свои "копейки", в основном являются женщины, а "пасечниками", извлекающими накопленный "мёд" из храмов-"ульев", предстают мужчины, "государевы люди".
И в заключение надо отметить, что пресловутая "охота на ведьм" в Германии по времени совпала с разграблением церковных имуществ. При этом многие женщины лишились работы и средств к существованию. А. Бебель говорит, что в Германии женщины были исключены из занятий ремеслом в конце XVII столетия. Сначала им было запрещено приобретать звание мастера — за исключением вдов, — затем они лишились права быть и подмастерьями. В этом смысле, "охоту на ведьм" можно рассматривать как практику террора против женщин, выражающих своё недовольство происходящими переменами.