08 июля 2025

Город и матриархат.

Хайде Гёттнер-Абендрот поясняет, на примере Урука и других шумерских городов, что городская жизнь, вообще говоря, разрушительна для матриархальных устоев [1]. Во-первых, в больших городских "человейниках" быстро размывается и нивелируется родовая, клановая, общинная жизнь; матрилокальное проживание, равно как и матрилинейное наследование, крайне затруднены в условиях городской жизни. Во-вторых, законы городского самоуправления вступают в противоречие с традиционными устоями общества; условно говоря, законодатель Солон говорит одно, а Традиция говорит другое; государство неизбежно ломает древние традиции общежития и подменяет их своими законами.

Аккадцы появились в Верхней Месопотамии примерно в начале III тыс. до н. э., придя, как предполагают некоторые учёные, из пустынь Аравийского полуострова. С их появлением, независимые домохозяйства крестьянских кланов в деревнях прекратили своё существование. Как пишет Хайде Гёттнер-Абендрот, "сыновья и дочери переезжали в города, а также целые кланы, поскольку они больше не могли жить за счёт своих участков земли. Они нашли надёжный, но зависимый источник существования в мастерских в храмовом районе городов. Здесь мужчины занимались различными ремёслами, женщины были в основном прядильщиками и ткачами в текстильной промышленности. Это массовое перемещение в города имело фатальные последствия для старой матриархальной клановой структуры, которая при этих обстоятельствах больше не могла поддерживаться и стала распадаться. Вместо этого в городах появились небольшие семейные ячейки".

Хайде Гёттнер-Абендрот предполагает наличие т. наз. "гостевых браков" в городах шумеров, когда дочь проживала вместе со своей матерью, а муж (или мужья) приходил время от времени в качестве гостя с подарками. "В этом типе брака женщина сохраняла большую автономию и сама управляла своим унаследованным имуществом, которое могло быть значительным. Но женщины потеряли своё центральное социальное положение вместе с потерей земли и родовой общины". 

Шумерский город Урук.

Шумеры на "изломе" матриархата.

Я, до сего дня, считал шумеров патриархальным этносом. 

Но Хайде Гёттнер-Абердрот так не считает. Она говорит, что "высокий статус женщин не изменился в ранних шумерских городах Ур, Эриду и Урук в 4-м тысячелетии. Даже в поздние эпохи Шумера, с его многочисленными храмами богинь, женщины занимали уважаемые должности жриц и храмовых служительниц. Хотя шумеры были иммигрантами, они унаследовали традиции Убейда. Происхождение шумеров остаётся неизвестным, но вряд ли они принесли с собой отцовскую линию и отцовское право, поскольку они не принадлежали ни к воинственным индоевропейцам, ни к патриархальным семитским скотоводам-кочевникам, которые позже иммигрировали в Месопотамию. Равенство продолжало практиковаться в ранних шумерских храмовых поселениях в Южной Месопотамии, поскольку, помимо земли, принадлежащей храмам, крестьяне и крестьянки могли обрабатывать свои собственные участки. Земля как храмовая «собственность» существовала только в смысле общей земли, потому что всё, что с неё получалось, принадлежало общине и хранилось в храме [1]. Женщины играли в этом решающую роль, потому что, как жрицы, они контролировали, считали и охраняли товары общины, хранившиеся в храмах".

Возможно, так было на периферии, однако в Уруке в 4-м тысячелетии появилась бюрократия. А бюрократия — это патриархальный феномен.

Тут очень интересно созвучие богини Инанны и бога Нанны. Хайде Гёттнер-Абендрот пишет: "Слоги «Нин/Ин» и «Ан/Ана» означают «мать», и они возвращаются в имени богини города Урука, «Инанны», которой поклонялись как «Богине Неба и Земли» более тысячелетия. Её самые ранние храмы мы сделали из тростника, так как он в изобилии встречается в болотистой местности, а позже связка тростника считалась символом Инанны. Верховная жрица, называемая «энтум», воплощала богиню во время церемоний".

Гостевой дом из тростника, построенный современными людьми болотистой местности (Ирак). Самый ранний храм Инанны был построен с использованием той же традиционной тростниковой архитектуры.