Хайде Гёттнер-Абендрот поясняет, на примере Урука и других шумерских городов, что городская жизнь, вообще говоря, разрушительна для матриархальных устоев [1]. Во-первых, в больших городских "человейниках" быстро размывается и нивелируется родовая, клановая, общинная жизнь; матрилокальное проживание, равно как и матрилинейное наследование, крайне затруднены в условиях городской жизни. Во-вторых, законы городского самоуправления вступают в противоречие с традиционными устоями общества; условно говоря, законодатель Солон говорит одно, а Традиция говорит другое; государство неизбежно ломает древние традиции общежития и подменяет их своими законами.
Аккадцы появились в Верхней Месопотамии примерно в начале III тыс. до н. э., придя, как предполагают некоторые учёные, из пустынь Аравийского полуострова. С их появлением, независимые домохозяйства крестьянских кланов в деревнях прекратили своё существование. Как пишет Хайде Гёттнер-Абендрот, "сыновья и дочери переезжали в города, а также целые кланы, поскольку они больше не могли жить за счёт своих участков земли. Они нашли надёжный, но зависимый источник существования в мастерских в храмовом районе городов. Здесь мужчины занимались различными ремёслами, женщины были в основном прядильщиками и ткачами в текстильной промышленности. Это массовое перемещение в города имело фатальные последствия для старой матриархальной клановой структуры, которая при этих обстоятельствах больше не могла поддерживаться и стала распадаться. Вместо этого в городах появились небольшие семейные ячейки".
Хайде Гёттнер-Абендрот предполагает наличие т. наз. "гостевых браков" в городах шумеров, когда дочь проживала вместе со своей матерью, а муж (или мужья) приходил время от времени в качестве гостя с подарками. "В этом типе брака женщина сохраняла большую автономию и сама управляла своим унаследованным имуществом, которое могло быть значительным. Но женщины потеряли своё центральное социальное положение вместе с потерей земли и родовой общины".
![]() |
Шумерский город Урук. |