Я, до сего дня, считал шумеров патриархальным этносом.
Но Хайде Гёттнер-Абердрот так не считает. Она говорит, что "высокий статус женщин не изменился в ранних шумерских городах Ур, Эриду и Урук в 4-м тысячелетии. Даже в поздние эпохи Шумера, с его многочисленными храмами богинь, женщины занимали уважаемые должности жриц и храмовых служительниц. Хотя шумеры были иммигрантами, они унаследовали традиции Убейда. Происхождение шумеров остаётся неизвестным, но вряд ли они принесли с собой отцовскую линию и отцовское право, поскольку они не принадлежали ни к воинственным индоевропейцам, ни к патриархальным семитским скотоводам-кочевникам, которые позже иммигрировали в Месопотамию. Равенство продолжало практиковаться в ранних шумерских храмовых поселениях в Южной Месопотамии, поскольку, помимо земли, принадлежащей храмам, крестьяне и крестьянки могли обрабатывать свои собственные участки. Земля как храмовая «собственность» существовала только в смысле общей земли, потому что всё, что с неё получалось, принадлежало общине и хранилось в храме [1]. Женщины играли в этом решающую роль, потому что, как жрицы, они контролировали, считали и охраняли товары общины, хранившиеся в храмах".
Возможно, так было на периферии, однако в Уруке в 4-м тысячелетии появилась бюрократия. А бюрократия — это патриархальный феномен.
Тут очень интересно созвучие богини Инанны и бога Нанны. Хайде Гёттнер-Абендрот пишет: "Слоги «Нин/Ин» и «Ан/Ана» означают «мать», и они возвращаются в имени богини города Урука, «Инанны», которой поклонялись как «Богине Неба и Земли» более тысячелетия. Её самые ранние храмы мы сделали из тростника, так как он в изобилии встречается в болотистой местности, а позже связка тростника считалась символом Инанны. Верховная жрица, называемая «энтум», воплощала богиню во время церемоний".
![]() |
Гостевой дом из тростника, построенный современными людьми болотистой местности (Ирак). Самый ранний храм Инанны был построен с использованием той же традиционной тростниковой архитектуры. |
Но был ещё и первосвященник, называемый «эн». Он был, вероятно, жрецом бога Нанны. Нанна - бог, образом которого была луна. И здесь, по луне, мы узнаём быкоголового "консорта" богини.
Далее Хайде Гёттнер-Абендрот указывает на «священный брак», который ежегодно совершался между верховной жрицей и первосвященником. "Городская богиня в облике жрицы воссоединялась со своим народом, воплощённым жрецом, в любви [2]. Этот небесно-земной союз делал землю плодородной, а жизнь людей счастливой. Позже царь-жрец, которого в некоторых храмовых городах называли «энси», выполнял ту же священную задачу совокупления с городской богиней в облике жрицы".
"Только в гораздо более поздние времена, когда цари считали себя мирскими правителями и стремились к установлению своего господства путём территориальных завоеваний (с 2700 г.), появился титул «лугаль», который больше не имел никакого религиозного значения. Таким образом, эта ранняя матриархальная царская власть не имеет никакого сходства с более поздними автократами и их монархиями, основанными на насилии. «Энси» составлял часть общины и был её делегатом; он был религиозно ответственным перед городским божеством и политически ответственным перед городским советом, который состоял из глав домохозяйств. Нет никакой уверенности в том, что эти главы в ранних шумерских городах были без исключения «отцами города», как это утверждалось. Скорее, это были «матери города», которые, как это обычно бывает в матриархальных обществах, сами не ходили на заседания совета, а посылали своих братьев в качестве избранных спикеров для кланов. Решения принимались на основе консенсуса и должны были быть одобрены соответствующими клановыми домами для их делегатов. И как только городской совет принимал решение на основе консенсуса со всеми клановыми домами, царь не мог ничего изменить. Мы называем эту форму общества поздним матриархатом, потому что социальный порядок всё ещё свободен от господства и, что касается полов, является эгалитарным. Существовали особые звания, такие как Верховная жрица и Царь-жрец, как религиозные представители. Однако эти звания не наделяли никакой властью и не представляли господство, как очень часто ошибочно предполагают".
Ладно, допустим, что всё было именно так. Меня, однако, во всей этой истории интригует созвучие богини и бога. Что было раньше — "курица" или "яйцо"?
Википедия говорит, что Ану́ — верховный бог неба, «отец богов». Ану был первоначально неотъемлемо связан с богиней земли Ки, от которой породил бога воздуха Энлиля, отделившего небо от земли. Его спутницей была богиня неба Анту. Её культ уходит в доисторические времена. До II века до нашей эры она была покровительницей праздника акиту, который очень похож на «священный брак» в описании Хайде Гёттнер-Абендрот.
Теперь посмотрим, что Википедия сообщает про Инанну: "При неизвестных обстоятельствах культ этой богини вытеснил в Уруке культ бога Ану. Заняв место Ану, Инанна стала выполнять его функции".
Удивительная путаница. Инанна — Нанна — Ану — Анту... Сам чёрт голову сломит! Скорее всего, там первоначально были Богиня Инанна и её быкоголовый (лунный) "консорт" Нанна. Патриархальный бог Ану, надо полагать, "прилепился" позже где-то рядом, параллельно с Нанной, возвёл Анту в божественный ранг и сделал своей супругой. А созвучия, видимо, говорят о том, что было двоеверие, и люди поклонялись новой "двоице" Ану-Анту как старым добрым Инанне-Нанне, так как слог «Ан/Ану» означает «мать».
Как происходила подмена "женского" на "мужское", хорошо видно на нижеследующих иллюстрациях.
![]() |
Статуя Инанны как "сосуд воды живой". |
![]() |
Статуя царя Гудеа из Лагаша, ок. 2090 г. до н. э |
--------------------------------------------------------------------
[1] Термин «собственность» в нашем понимании здесь проблематичен и может ввести в заблуждение. Ни крестьяне не имели земли как «частной собственности», ни «храмовая собственность» не была исключительной, но храмовая земля считалась общей землёй.
[2] Извращённый сюжет «священного брака» дошёл до нас в греческой легенде о сексуальной связи критской царицы Пасифаи с белоснежным жертвенным быком. Как известно, от этой связи Пасифая забеременела и родила Минотавра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий