07 октября 2025

О вавилонских блудницах.

Из статьи Петра Штайнкеллера (Piotr Steinkeller) "ON PROSTITUTES, MIDWIVES AND TAVERN-KEEPERS IN THIRD MILLENNIUM BC BABYLONIA" следует, что в 3-м тыс. до н. э. в Вавилонии женщины имели свои таверны (трактиры). Автор говорит, что они при этом ещё подрабытывали и проституцией. "Как хорошо известно, секс и употребление алкогольных напитков идут рука об руку". Существует большое количество глиняных пластинок, которые объединены одним сюжетом — девица попивает пиво из горшка через длинную трубочку, в то время как некий мужчина занимается с ней сексом в позе сзади.

Собранные автором данные показывают, что правительства Гирсу/Лагаша и Урусагрига – и та же ситуация, несомненно, наблюдалась по всей Вавилонии – систематически отбирали сыновей проституток, а затем включали их в существующие экономические структуры. Государство Ур III действовало очень похоже на современные социальные службы, которые могут превращать детей родителей, считающихся недееспособными, в подопечных государства. Мальчиков заставляли работатать на государственных предприятиях, оплата труда была смехотворная по современным меркам — 20 литров ячменя в месяц. Мы никогда не слышим о дочерях проституток, объяснение этому очевидно: автор исследования полагает, что они становились проститутками, как и их матери. При этом сами проститутки предположительно облагались налогом со стороны государства (но у нас нет никаких текстовых свидетельств этого).

С другой стороны, Пётр Штайнкеллер говорит, что "трактирщики эпохи Ура III были относительно зажиточным и социально приемлемым населением: они владели собственностью, участвовали в юридических сделках, предлагали дары божествам и использовали собственные цилиндрические печати". Так как в древневавилонские времена хозяевами таверн (sābītu) продолжали быть исключительно женщины (немногочисленные сохранившиеся свидетельства неизменно связаны с женщинами), не совсем понятно, у каких "недееспособных" женщин государство отбирало мальчиков и превращало их в своих рабов. Вряд ли можно считать "недееспособными" хозяек таврн, имевших собственные печати и участвовавших в юридических сделках. Возможно, это были уличные проститутки, использовавшие таверны для предложения своих услуг пьяным мужикам. 

В главе "Проститутка как двойник Инаны/Иштар" Пётр Штайнкеллер говорит, что сама богиня Инана/Иштар обычно изображается как проститутка и приводит вавилонский текст, где Инанна говорит о себе: «Когда я сижу у двери борделя [1], я воистину проститутка, та, что знает пенис» (“Inana I” Segment A, ll. 20-21 = Cohen 1975, 605-609 n. 7). Из чего автор делает заключение, что "проститутка была альтер-эго Инаны, или, другими словами, богиня и проститутка были идентичны друг другу". И далее: "Поскольку Инана/Иштар была сексуально неразборчива, проститутка представляла собой идеальную аналогию для неё. Связь между ними, несомненно, усиливалась тем, что Инанна была олицетворением сильной, независимой женщины, и эти характеристики были присущи вавилонским проституткам. Поэтому можно задаться вопросом: кто появился первым, Инанна или проститутка? Это, конечно, вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. Но поскольку проституция, как правило, считается древнейшей профессией в мире, скорее всего, это была проститутка".

Говоря о социальном положении проституток, автор говорит, что "проститутки третьего тысячелетия были самозанятыми. Такая ситуация сохранялась и в древневавилонские времена". По всей видимости, ремесло проституток не подвергалось общественному осуждению, а сами проститутки не подвергались репрессиям. "Для древних вавилонян проституция была занятием, подобным многим другим, возможно, несколько недостойным, но всё же приемлемым по социальным стандартам того времени". "Примером сочувственного – хотя и не вполне позитивного – отношения к проституткам в Древней Месопотамии является образ проститутки в эпосе о Гильгамеше, где она появляется под своим альтернативным именем Шамкат. Как известно, Шамкат ответственна за то, что приобщила Энкиду к сексу, но также – и это гораздо важнее – за превращение дикаря, которым он был, в цивилизованного горожанина".

Автор ещё раз подчёркивает, что "вавилонские проститутки работали на себя. Нет никаких указаний на то, что они принадлежали к храмовым или царским домам. Хотя из-за покровительства Инаны/Иштар проституции эти профессионалки могли быть косвенно связаны с её культом, возможно, изредка участвуя в некоторых экстравагантных ритуалах, которыми она славилась, нет никаких свидетельств того, что они когда-либо занимали официальные жреческие должности. Таким образом, идея «храмовой проституции», которая до сих пор иногда всплывает в литературе, совершенно ошибочна". 

----------------------------------------------------------------

[1] Возможен перевод "у двери таверны".

Комментариев нет:

Отправить комментарий