09 ноября 2023

Немного об индо-хараппской цивилизации.

М. Ф. Альбедиль в своей монографии "Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры" (М.: Издательская фирма „Восточная литература”, 1994) делает важное замечание:

"Раскопки последних десятилетий знаменательны и тем, что они выявляют довольно чёткую стратиграфическую последовательность слоёв от дохараппских к развитым и поздним хараппским и далее к сменившим их постхараппским слоям. Эти данные неопровержимо свидетельствуют, что хараппской цивилизации городского типа непосредственно предшествовала развитая культура типа кот-диджинской, которая датируется на основании радиоуглеродных определений 2600 г. до н.э. в районе Кот-Диджи. По предметам материальной культуры, главным образом керамике, микроскульптуре, а также по особенностям архитектурного планирования и другим признакам поселение близко хараппскому типу. На этом основании археологи заключают, что хараппская цивилизация городского типа являет собой следствие закономерного развития неолитической культуры, существовавшей в данном регионе в предшествовавший период, т.е. восходит своими истоками к местным традициям".

А то я сталкивался с такими мнениями, будто хараппская цивилизация была построена какими-то белыми пришельцами с запада. При этом говорится, что в Хараппе было расово смешанное население, что наряду с темнокожими дравидами там жили светлокожие люди, пришедшие вроде бы из Элама, и вот они-то и построили города, отличающиеся регулярной планировкой и чрезвычайно разумной организацией их внутреннего пространства. Доходят до того, что расценивают хараппскую цивилизацию как провинциальный вариант шумерской. 

"Чрезвычайно интересны и важны работы французского археолога Ж. - Ф. Жарижа в Мехргархе, ибо они предоставили в распоряжение исследователей документированные свидетельства о местных корнях протоиндийской цивилизации, послуживших для неё фундаментом. Согласно этим свидетельствам, возраст индостанского очага раннеземледельческих культур можно удревнить, отодвинув его к VII — VI тысячелетиям до н.э."

Материнский род у древних евреев.

Льюис Г. Морган пишет про древних евреев:

"Древние брачные обычаи евреев указывают на существование рода в его архаической форме. Повидимому, Авраам купил через своего слугу Ревекку в жёны Исааку, при чём «дорогие вещи» были даны брату и матери невесты, а не отцу. То обстоятельство, что в данном случае подарки достались родичам, говорит о существовании рода со счётом происхождения по женской линии. Далее, Авраам женился на своей сводной сестре Сарре. «Она действительно моя сестра, — говорит он; — она дочь моего отца, но не моей матери, и она сделалась моей женой» (Быт. 20:12).

При родовой организации и счёте по женской линии Авраам и Сарра принадлежали бы к различным родам и, будучи кровными родственниками, не были бы родственниками по роду и могли бы по родовому обычаю вступить друг с другом в брак. При счёте происхождения по мужской линии положение было бы обратное. Нахор женился на своей племяннице, дочери своего брата Арана (Быт. 11:29), а Амрам, отец Моисея, женился на своей тётке, сестре своего отца, ставшей матерью еврейского законодателя (Исх. 6:20). В этих случаях при счёте происхождения по женской линии вступавшие в брак лица должны бы принадлежать к различным родам; обратное положение — при счёте по мужской линии".