22 мая 2023

Чтобы стать мужчиной, нужно повторить прыжок женщины.

Архипелаг Вануату состоит из 80 островов, разбросанных на малонаселённой территории площадью 900 квадратных километров. 


Древний слой населения архипелага составляли папуасы. Позднее эти папуасы восприняли австронезийские языки и культуру в результате экспансии в Океанию австронезийцев из Юго-Восточной Азии. Так что, это немного окультуренные папуасы, но, тем не менее, папуасы с "кондовым" патриархатом. На юге — система вождества с наследованием титула и статуса. На севере — иерархические ранговые союзы мужчин, каждый выкупал свой ранг. Платили раковинами, свиньями и т. д. Мужчины лидировали, бытовали мужские тайные союзы, сукве, тамате, кват и др. Семья моногамная, но допускалась полигиния до 25 жён.

Остров Пентекост (Pentecost) всемирно известен ритуалом Nagol (N'gol) - знаменитыми прыжками с лианами, который существует на острове многие века.

Согласно легенде, история прыжков с лианами началась с примитивного бытового насилия. Давным-давно одна женщина убежала от мужа Tamale (Тамале), который имел обыкновение её поколачивать. Спасаясь от обозлённого супруга, она забралась на самое высокое дерево и затаилась. В конце концов, муж отыскал её и потребовал, чтобы она спустилась на землю. Женщина отказалась, и тогда мужчина полез за ней. Ему оставалось всего лишь протянуть руку и схватить её, однако храбрая островитянка прыгнула вниз с огромной высоты. Муж в ярости бросился за ней – и разбился насмерть. А женщина благополучно приземлилась — она заранее привязала к лодыжкам гибкие лианы, которые остановили её падение у самой земли.

С той поры-мужчины, желая показать, что они не уступают женщинам в отваге, стали тоже прыгать с высоты. Так возникли прыжки Nagol. Это одна из самых опасных и древних традиций местных жителей. Каждый год перед сбором урожая молодые охотники-островитяне совершают головокружительные прыжки с 30-метровой башни, полагаясь только на крепость привязанных к ногам лиан. Цель прыжка — коснуться земли, но так, чтобы прыжок не стал фатальным (Источник). 

К ритуалам инициации эти прыжки не относятся, потому что, во-первых, прыгают не мальчики "переломного" возраста, а мужики, и, во-вторых, фестиваль нагхол растягивается с апреля до мая или даже до июня, чтобы побольше собрать денег с туристов. Прыгают теперь только по субботам, начиная с 5 апреля, причём больше 50-ти туристов за раз посмотреть на прыжки не пускают. Увы, но деньги и духовность — понятия несовместимые, взаимоисключающие. Может быть в стародавние времена, когда ещё не было туристов на острове, эти прыжки являлись частью инициатических испытаний, но теперь они превратились в цирковой аттракцион.

Почему Гомер молчал об Идейской Матери?

Ф. Ф. Зелинский пишет:

"Вступая на почву Анатолии, мы первым делом сталкиваемся с культами Матери в её прочно эллинизованной части, и прежде всего — в Троаде. И здесь нас положительно дразнят совпадения с далёким Критом, не объясняемые сколько-нибудь ясными для нас путями культового общения между обеими странами. Возвышающаяся над Троей гора Ида дала имя «Идейской Матери»;

но Иду, и притом в культовой близости с Матерью-Реей, имеем мы и на Крите. Там — корибанты, здесь — куреты, тоже демонические существа, заглушавшие некогда своей шумной пляской и музыкой крик новорожденного Зевса; разницу между ними установить можно, но факт тот, что уже древние их отождествляли. 

куреты

Критскую Мать зовут Реей, и она, как «Зевеса матерь самого», заняла прочное место в генеалогиях; положим, имя Реи для Идейской Матери в Трое непосредственно не засвидетельствовано. Но, во-первых, если мы правильно истолковали это имя как «горная», то оно уже заключено в имени Идейской, так как Ида означает именно «лесистая гора» или «нагорный лес». А во-вторых, и это ещё больше нас дразнит — мы встречаем его в римском отпрыске Идейской богини в Трое, матери близнецов-основателей, Реи Сильвии: ведь и «Сильвия» — не что иное, как перевод греческого Idaia в смысле «лесная».

Но вот что нас ещё более поражает: Идейская Мать, пусть не Рея, но зато Кибела, согласно свидетельствам греков исторической эпохи — главная богиня Трои; казалось бы, она должна бы была быть главной покровительницей её народа в его борьбе с пришлым врагом. Об этой борьбе повествует Илиада — и вот, Илиада совершенно умалчивает об Идейской Матери. Как это объяснить?
", - вопрошает Ф. Ф. Зелинский, и не даёт ответа. Впрочем, он добавляет, что Гомер почти не знает Деметры; о причинах много спорят, но факт несомненен.

Владимир Мегрэ о дольменах.

Я никогда не читал "Звенящие кедры России" Владимира Мергэ, писателя из Геленджика. Но сегодня, читая "Записки дольменщика", в статье "Различные гипотезы предназначения дольменов" обнаружил идеи, созвучные моим размышлениям.

"По Мегрэ, в дольмены уходили умирать мудрецы предыдущей ведической цивилизации. После смерти, тело мудреца истлевало как обычно, а его дух, со всеми накопленными им знаниями, навечно оставался привязан к дольмену. И если наладить контакт с этим духом, то он может даже поделиться некой сакральной информацией, до которой наша цивилизация пока не доросла".

Я же придерживаюсь мнения, что в дольменах хоронили останки шаманов или шаманок. Можно сравнить дольмены с "арангасами" - висящими на деревьях гробами. Или вот, например, «сайба» - погребальное сооружение на сваях умершей ороченки.

сайба
 
«Сайба» ребёнка, раскрытая исследователем Н.Кычаковым