Ф. Ф. Зелинский пишет:
"Вступая на почву Анатолии, мы первым делом сталкиваемся с культами Матери в её прочно эллинизованной части, и прежде всего — в Троаде. И здесь нас положительно дразнят совпадения с далёким Критом, не объясняемые сколько-нибудь ясными для нас путями культового общения между обеими странами. Возвышающаяся над Троей гора Ида дала имя «Идейской Матери»;
но Иду, и притом в культовой близости с Матерью-Реей, имеем мы и на Крите. Там — корибанты, здесь — куреты, тоже демонические существа, заглушавшие некогда своей шумной пляской и музыкой крик новорожденного Зевса; разницу между ними установить можно, но факт тот, что уже древние их отождествляли.
куреты |
Критскую Мать зовут Реей, и она, как «Зевеса матерь самого», заняла прочное место в генеалогиях; положим, имя Реи для Идейской Матери в Трое непосредственно не засвидетельствовано. Но, во-первых, если мы правильно истолковали это имя как «горная», то оно уже заключено в имени Идейской, так как Ида означает именно «лесистая гора» или «нагорный лес». А во-вторых, и это ещё больше нас дразнит — мы встречаем его в римском отпрыске Идейской богини в Трое, матери близнецов-основателей, Реи Сильвии: ведь и «Сильвия» — не что иное, как перевод греческого Idaia в смысле «лесная».
Но вот что нас ещё более поражает: Идейская Мать, пусть не Рея, но зато Кибела, согласно свидетельствам греков исторической эпохи — главная богиня Трои; казалось бы, она должна бы была быть главной покровительницей её народа в его борьбе с пришлым врагом. Об этой борьбе повествует Илиада — и вот, Илиада совершенно умалчивает об Идейской Матери. Как это объяснить?", - вопрошает Ф. Ф. Зелинский, и не даёт ответа. Впрочем, он добавляет, что Гомер почти не знает Деметры; о причинах много спорят, но факт несомненен.
Да, сюда же надо ещё присовокупить и амазонок, которые, согласно древним легендам, воевали против греков на стороне троянцев.
Амазонка. Греческий барельеф |
Я полагаю, что причина недомолвок Гомера о Матери Идейской вполне очевидна. Гомер относится к сказителям старин, к "былинникам речистым". Подобно скандинавским сагам или новгородским былинам, древнегреческая Илиада исполнялась в кругу воинской аристократии. Основной целью сказаний являлось сохранение памяти о подвигах воинственных предков. Соответственно, эта тема "раздувалась" до размеров слона из мухи, а остальные темы, в общем, были неинтересны слушателям, и поэтому о них говорилось "мимоходом", как бы "между делом" и "постольку-поскольку". В этом смысле, можно понять молчание Гомера. Для сравнения, допустим, что традиция сказания былин дожила до настоящего времени, и вот, после взятия Кёнигсберга, стали бы устраиваться ежегодные собрания ветеранов штурма этого восточно-прусского города, где былинники напоминали бы им про их героическое прошлое. И что, разве они услышали бы от русских былинников хотя бы что-то про историю и культуру немецкого города? Сомневаюсь я, однако...
Сама Троя (по крайней мере Троя I и II) представляла собой укреплённый воинский лагерь, принципиально ничем не отличающийся от какого-нибудь сибирского острога, построенного русскими казаками. В этом своём качестве она представляла собой инородное (так и хочется написать "злокачественное") образование на территории Анатолии. Поэтому никакой сугубо "троянской" культуры не было. Вокруг Трои была матриархальная эгейская культура, родственная культуре Старой Европы. Сами же жители "крепкостенной" Трои брали из этой культуры лишь то, что им было нужно. Ну, как мы сейчас берём из Китая всякого рода "ширпотреб", при этом вовсе не перенимая китайской культуры.
Сходство с культурой Трои столь разительно (...), что венгерский исследователь баденско-пецельской культуры Нандор Калиц предположил происхождение основного её компонента из Трои. |
Left - Anthropomorphic vessel with breasts, 3000-2000BC Troy, Turkey. Right - Anthropomorphic vessel with breasts and vagina, 3000-2000BC Lemnos, Greece |
Left - Anthropomorphic vessel with breasts, Neolithic Lengyel culture (5000-3400 BC). Right - Anthropomorphic vessel with breasts, Chalcholitic Baden culture (3600–2800 BC). |
Как видим, корни культуры уходят в Старую Европу, и там же коренятся культы Деметры - Матери. Очевидно, Гомер думал про себя: "не наше это всё", - оттого и помалкивал, дабы не быть причисленным к "врагам народа (военно-аристократического)", у которого он кормился объедками со стола.
Что же касается легенд про амазонок, до в данном контексте я бы сравнил их с мифологическим образом горгоны Медузы. Просто поразительно "мельтешение" амазонок и Медузы в древнегреческом искусстве. По-моему, мезузо-амазонское обилие артефактов свидетельствует о том, о чём говорил Карл Юнг: завоеватели силой подчиняют себе коренное население, однако при этом "заражаются" духом (или духами?) покорённого народа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий