Сегодня преобладает точка зрения, согласно которой Хараппская цивилизация погибла из-за изменения климата в регионе.
Книга А. Л. Бэшема "Чудо которым была Индия" вышла в свет в Лондоне в 1969 году, и эти сведения можно считать устаревшими, однако я приведу их здесь, потому что они вполне соответствуют общей картине экспансии скотоводческих пастушеских племён, которую никто не отменял.
"Первоначально цитадель Хараппы была защищена укреплённой башнями стеной шириной 40 футов у основания, высотой 35 футов. С течением веков эта стена была реконструирована и укреплена ещё лучше, хотя нет свидетельств о том, что городу серьёзно угрожали какие-нибудь враги. Однако к концу существования Хараппы её укрепления были усилены, а одни ворота замурованы совсем. Ей грозила опасность с запада.
![]() |
Белуджистан к западу от реки Инд, на территории совр. зап. Пакистана |
Первыми жертвами стали белуджистанские поселения. Самый нижний слой поселения в Рана-Гхундай свидетельствует о том, что конные отряды завоевателей побывали в этом районе ранее 3000 г. до н. э.. Вскоре они, однако, покинули это место, и там возникла земледельческая культура, которая существовала в течение III тысячелетия до н. э., т. е. в тот же период, что и города долины Инда.
![]() |
Статуэтка, стиль Наушаро IB, Балучистан |
Затем в 2000 г. до н. э. или немного позднее поселение было сожжено, появился новый, более грубый тип керамики; очевидно, местность была занята завоевателями. Но вскоре их сменили пришельцы, пользовавшиеся некрашеной нарезной керамикой. Подобные же, хотя менее исчерпывающие свидетельства мы находим и на местах других поселений Северного Белуджистана. Между тем в Южном Белуджистане завоеватели основали поселение у Шахи-Тумпа, недалеко от Суткаген-Дора, крайнего западного форпоста хараппской культуры. Жители Шахи-Тумпа пользовались просверленными топорами и круглыми медными печатями; их цивилизация сменила более раннюю местную культуру, известную археологам под названием Кулли.
Ритон (сосуд для питья) в форме зубра. Расписная терракота. Пакистан, Нииндовари, 2300-2000 гг. до н. э., культура Кулли, время цивилизации ИндаВ последний период существования Мохенджо-Даро появляются расписная керамика и каменные сосуды, подобные белуджистанским. Это может свидетельствовать об обильном притоке беженцев из Кулли, принесших с собой традиции своих ремёсел. После того как варвары завоевали окрестные селения, древние обычаи и строгая организация городской жизни в городах долины Инда подверглись, очевидно, значительным изменениям. В Мохенджо-Даро большие комнаты были разделены на несколько частей, дома стали сдаваться во временное пользование. Печи для обжига горшков были перенесены в пределы города, одна даже находилась посреди улицы. Строгий план в расположении улиц больше уже не соблюдался. Жители закапывали свои драгоценности в землю. Очевидно, город был перенаселён, внутренний порядок поддерживался менее строго, быть может, вследствие того, что варвары уже грабили провинции, и город был полон беженцев, которых городские власти не могли заставить соблюдать извечные законы своей цивилизации.
Когда город пришел в полный упадок, большинство жителей Мохенджо-Даро, вероятно, оставило его. Куча скелетов, нагромождённых в одном из домов, и скелет женщины, лежащий на ступенях колодца, дают основание предположить, что немногие сопротивлявшиеся жители были перебиты завоевателями. В этом слое найден отлично изготовленный медный топор с очень крепкой втулкой для топорища и острием напротив лезвия — прекрасное орудие и для войны и для мирной жизни, превосходящее всё, что имело население хараппской культуры в этой области. В это время появились и мечи с крепящими средними рёбрами. В единственном захоронении в погребальном сосуде лежали останки человека (может быть, одного из пришельцев), принадлежащего к типу, близкому к монголоидному.
В Хараппе мы находим свидетельства иного рода. Здесь, близ старого могильника, обнаружен в более высоком слое другой могильник, где в погребальных сосудах находились расчленённые захоронения людей с короткими черепами арменоидного типа. Череп сходного типа найден и в самой цитадели. В Чанху-Даро, в низовье Инда, хараппцев сменили поселенцы, которые жили в маленьких хижинах с очагами. Последнее обстоятельство позволяет предположить, что они пришли из областей с более холодным климатом. Они вели простой образ жизни, но их орудия и оружие были более совершенными, чем у хараппцев. Подобные поселения возникли приблизительно в то же время и в Белуджистане. Среди немногих следов, оставленных пришельцами, есть бесспорные свидетельства того, что они знали лошадь. Индские города пали под натиском варваров, которые одержали победу не только благодаря своей воинской доблести: их оружие было лучше, и они научились в полной мере использовать быстроногое степное животное, наводившее страх на врагов.
В других областях Индии, однако, воздействие завоевателей сказалось не сразу, и представляется очевидным, что хараппское поселение, находившееся на месте современного Лотхала в Гуджарате, существовало ещё долго после того, как пали главные центры; его культура, по-видимому, развивалась постепенно и достигла следующего этапа без резкого перерыва в традиции.
![]() |
Лотхал |
Датировать эти важные исторические события можно только приблизительно, по синхронным данным из истории Ближнего Востока. Спорадические контакты между индскими городами и Шумером дают основания предполагать, что связь между этими цивилизациями существовала и при I Вавилонской династии, к которой принадлежал великий законодатель Хаммураби. Эта династия также была побеждена варварами, касситами, которые пришли из холмистых областей Ирана и одержали победу благодаря тому, что сражались на запряженных конями колесницах. После нашествия касситов мы не находим в Двуречье следов контактов с Индом, из чего можно заключить, что индские города пали приблизительно в то же время, что и династия Хаммураби. Падение последней исследователи датировали ранее первыми веками II тысячелетия до н. э., но новые свидетельства, обнаруженные незадолго до начала второй мировой войны, заставили пересмотреть хронологию. Теперь полагают; что падение I Вавилонской династии относится примерно к 1600 г. до н. э."
Вот это описание гибели Хараппы внушает мне доверие. Тут задействованы и черепа арменоидного типа, и касситы, и там где-то рядом хетты, совершавшие грабительские набеги на Вавилон с запада, и время близкое к гибели крито-минойской цивилизации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий