28 февраля 2023

Гурния.

Разоблачая "миф о миролюбивых минойцах", Степан Бахтеев и Борис Кочергин, спрятавшиеся под ником Эйбл/Able, пишут в статье "Минойская цивилизация - культура, изменившая мир.Часть седьмая: оружие":

"В 2010 году в ходе раскопок в Гурнии на севере Крита, помимо развитой городской инфраструктуры (60 близко расположенных друг к другу домов, корабельный склад и небольшой дворец в центре города) были найдены серьёзные фортификационные сооружения. Город защищали две линии стен толщиной от 27 до 2 метров в зависимости от места расположения с башнями и бастионами. Стены имели каменное основание, а выше были сделаны из глиняных кирпичей. Защитники крепости, засевшие на стенах, судя по всему, использовали луки и пращи и могли обрушить на врагов град стрел и камней. В захоронениях Гурнии найдено большое количество оружия, свидетельствующее о том, что военное дело было особенно важным для местных жителей".

Правда, затем сами же авторы дезавуируют своё прежнее заявление следующей ремаркой: "Большая часть оружия носила ритуальный характер и к настоящему бою приспособлена не была. Например, Лабрис - минойская секира из золота".


 В другой статье на форуме по истории древнего мира говорится:

"Фортификационные сооружения в минойском городе Гурния опровергают популярный миф, будто минойская цивилизация была мирным обществом и не нуждалась в защитных укреплениях.
Гурния (Gournia) существовала в новодворцовый период (1700−1450 годы до н. э.), когда расцвет минойской цивилизации достиг своего пика. Пока археологи, которых возглавляют профессор Вэнс Уэтроус (Vance Watrous) и Мэт Бел (Matt Buell) из Университета Буффало, обнаружили около 60 близко расположенных друг к другу домов, корабельный склад и небольшой дворец в центре города. Местные жители занимались изготовлением вина, обрабатывали бронзу и камень. 

Город расположен на северном побережье Крита и занимает вершину хребта, а также четыре выдающихся в море мыса. Два выступа заканчиваются крутыми обрывами, которые дают определённые преимущества при обороне. Именно здесь археологи и нашли фортификационные сооружения.
У исследователей не было возможности провести полномасштабные раскопки, поэтому они работали с фотографиями, чертежами и данными геодезической съемки. На самом восточном мысе они увидели мощную стену длиной 27 м. Рядом с ней археологи нашли полукруглую каменную платформу около 9 м в диаметре, которую посчитали остатками крепостной башни или бастиона. На другом мысе исследователи идентифицировали стену толщиной 2 м, расположенную по оси восток—запад. Стена перекрывала подходы к городу со стороны моря. Другие два мыса, занятые Гурнией, полого спускаются к морскому берегу. Судя по всему, в город с моря можно было попасть только по ним.

"Минойские укрепления", - подписал эту картинку автор статьи на форуме, но я не вижу здесь никаких укреплений.

Крито-минойские лиры.

Лира всегда была преимущественно женским музыкальным инструментом. В 1929 году в Уре при вскрытии царских гробниц археологи обнаружили захоронение (26 век до н. э.), названное впоследствии «гробницей принцессы Пуаби». Там покоились десятки женских скелетов в драгоценных венках, с золотыми, серебряными, медными арфами и лирами в руках.

Естественно, в таком "женском царстве", каким мне представляется Крит минойской эпохи, лира тоже должна встречаться довольно часто.

Вот, например, семиструнная форминга (вид лиры) в ритуальной процессии на ларнаке из Агиа-Триады.


Такую же лиру мы видим на реконструкции ниже из Археологического музея в Салониках.


На фреске из Пилоса также изображён музыкант, играющий на лире, на сей раз пятиструнной.

И, в заключение, ещё одна минойская процессия с лирой и систрами. 

Хотя на лире могут играть и мужчины, но под игру на лире невозможно, например, маршировать на военном параде. Зато можно использовать её для аккопанемента хоровому пению или голосу солиста. Неслучайно А. С. Пушкин сказал о себе:

"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
..."

Однозначно, лира — ангельский инструмент.

Крито-минойские геммы.

Прорисовка одной из крито-минойских гемм из Собрания минойских и микенских печатей Академии наук и литературы в Майнце.

Много других подобных "печатей" можно увидеть здесь (223 страницы!). Говорят, что эти маленькие геммы были эквивалентом личной подписи. Есть мнение, что они были своего рода "паспортами" минойцев. Их носили на кожаном или текстильном шнурке на запястье или на шее. Любой мастер мог маркировать свою продукцию, подписать договор или пометить товар. Также могли «запечатываться» двери и сундуки, глиняные сосуды с вином, маслом или косметикой. Ну и, конечно, по печати можно было найти того человека, который "руку приложил". Самые ранние образцы подобных печатей найдены на территории Северной Месопотамии и относятся к Халафской культуре (6100 - 5100 лет до н.э.). Интересно, что критские женщины конца XIX - начала XX века носили эти геммы в качестве амулетов и называли их «молочными камнями». Народ был "тёмный", суеверный, местные матери носили такие камни на шее, полагая, что они якобы не дадут пропасть грудному молоку. Артур Эванс скупал их по всему острову, благо крестьяне часто находили их в земле, или хотя бы упрашивал владельцев дать возможность перерисовать изображение, сделать его слепок.

Об эпифаниях Богини.

У нас в России есть иконы владимирской, казанской, иверской Богородицы. Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчётам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов?

С иконой Божьей Матери, которая именуется Казанская, связана удивительная история. В 1579 в Казани произошёл сильный пожар, который многих людей оставил без крова. Люди были в отчаянии. Одной маленькой девочке по имени Матрона стала являться Богородица, Она указывала место, где лежит Её образ с Богомладенцем на руках. Матрона пошла и рассказала о своём видении архиепископу, а затем они вместе пошли к указанному месту и откопали образ Божьей Матери.

Примерно таким же образом появились и другие иконы Богоматери.

И, надо полагать, подобные богоявления (эпифании) имели место быть и в дохристианские времена. Если в наше время регулярно появляются нерукотворные образы Богини, 

то почему их не могло быть в стародавние времена?

Судя по всему, у древних греков в классическую эпоху дело обстояло именно таким образом. У них были местночтимые богини. Эту мысль подтверждают и античные авторы:

Да! Не слабей аргосских наши боги –
Им помогает Гера, нам – Афина…
(Eur. Heracl., 349 – 350) (Пер. И. Анненского)