28 июля 2025

О посохе уас.

В Википедии говорится: "Посох уас был символом власти и силы, ассоциировался с древнеегипетскими богами Сетом и Анубисом и фараоном".

Однако на той же страничке

Исида держит посох уас.

На другом древнеегипетском изображении, которое приводит Хайде Гёттнер-Абендрот в своей монографии The Goddess And Her Heros, мы видим посох уас в руке богини Хатхор.

Ill. 15: Hathor with the adultpharoah

То же самое в цвете.

"Земля Египта всегда управлялась жрицей-царицей (англ. priestess-queen; поэтому это было «queendom»), будь то мать или сестра, потому что вся земля, будь то большая территория или незначительный район, наследовалась по женской линии. Единственным способом для фараона получить свой титул было жениться на своей биологической сестре и добиться, чтобы она назначила его на эту должность", - пишет Хайде Гёттнер-Абендрот. - "Священный царь Египта, фараон, считался олицетворением Гора, в то время как жрица-царица Египта считалась олицетворением Хатхор. Мы видим её изображение в виде сестры-невесты, стоящей в защитной позе за троном Гора (Илл. 15). Здесь Хатхор держит в левой руке анкх, символ вечно возобновляющейся жизни, по форме напоминающий символ женственности. В правой руке она держит символ власти – скипетр. Временно она передала свою власть своему брату-мужу, фараону, о чём свидетельствует тот факт, что он тоже носит анкх и скипетр, но в другой руке. Таким образом, он стал посредником между Богиней и народом. Египетские фараоны с гордостью называли себя «избранниками Хатхор»".

Этот египетский посох уас заинтересовал меня, потому что недавно я касался этой темы в контексте крито-минойских "священных царей" Хайде Гёттнер-Абендрот. Там я пришёл к заключению, что изначально это был символ духовной власти: шаман ударяет посохом о землю, чтобы призвать из преисподней духов Земли. 

Возникает вопрос о происхождении сего атрибута духовной власти.

Истоки происхождения скипетра уас столь глубоки, что оценить их датировку довольно сложно, однако известно, что она выходит за пределы 3500 года до н.э. Примерно в это время, около 5500 лет назад, в долине Нила только-только начинают формироваться некоторые признаки прото-государства. То есть посох уас существовал уже тогда, когда никаких фараонов ещё и в помине не было, не было пресловутой "вертикали власти" и, следовательно, не было патриархата.

В Бадарийской культуре (4500 по 3250 г. до н. э.) присутствуют некоторые элементы матриархата. Например, захоронение женщин в своём поселении — считалось, что и после смерти они связаны со своими родственниками, семьёй и племенем. Это может указывать на браки с матрилокальным проживанием. 

Здесь нужно отметить присутствие в заупокойном ритуале амулетов с головами животных, и прежде всего собак. Как известно, идол Анубиса изготавливался в форме собаки, точнее говоря, в виде в образе североафриканского волка, который до 2015 года классифицировался как подвид шакала [1]. Первоначально (согласно «Текстам пирамид») Анубис был единственным судьёй мёртвых в Дуате. Именно Анубис наблюдал за установкой стрелки на коромысле весов и решал, уравновесило ли сердце покойного перо Маат или нет. В «Книге мёртвых» часто изображено, как Анубис подводит усопшего к весам, на других изображениях весы показаны с навершием в виде головы шакала.

Сцена взвешивания сердца на суде Осириса. Книга мёртвых из гробницы Хунефера

На навершии посоха Уас, в виде головы шакала, есть ещё одна деталь – перо. Очевидно, это перо Маат. 


Это значит, что уас, как символ власти, был связан с идеей справедливости. По представлениям древних египтян, именно на справедливости держится весь миропорядок. Это видно на нижеследующем изображении

Сюда можно ещё присовокупить изображение, на котором видно, что весь миропорядок держится на двух посохах уас.

Фрагмент стелы некрополя в Фивах, 900г. до н.э.

Знак вечной жизни - анх - держит два посоха уас

Подводя итог, можно сказать, что при вручении фараону скипетра уас ожидалось, что фараон будет вершить правду и справедливость во всех своих делах. Маат призывала богатых помогать менее удачливым, а не эксплуатировать их, что нашло отражение в надгробных надписях: «Я давал хлеб голодному и одевал нагого» и «Я был мужем вдове и отцом сироте».

------------------------------------------------------------------------

[1] Со времён додинастического Египта, когда мёртвых хоронили в неглубоких могилах, шакалы были тесно связаны с кладбищами, поскольку они были падальщиками, которые открывали человеческие тела и поедали их плоть. Здесь имеется очевидная параллель с грифами Чатал-Хююка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий