24 ноября 2025

О положении женщины у ацтеков.

На основе источников раннеколониального периода, А. В. Калюта даёт общий обзор положения женщины в системе отношений господства и подчинения в управленческой иерархии науа в XV — начале XVI в., как на высшем, так и на низшем её уровнях, в статье "Сиуатлатоани и сиуапилли: к вопросу о роли женщин в потестарной организации общества науа".

"В языке науатль есть термины сиуатлатоани и сиуапилли, первый из которых можно приблизительно перевести как «правительница», «владычица», а второй — как «знатная женщина», «госпожа».

Существование женщин, облечённых властью, источники относят главным образом к далёкому прошлому, которое для науа неотделимо от мифов. У аборигенов Америки сюжет о господстве женщин, сменившемся господством мужчин, распространён на большой территории вплоть до Огненной Земли.

У ацтеков сюжет о господстве женщин не носит столь выраженного характера, как например, в преданиях бразильских индейцев.

Иштлилшочитль, хронист начала XVII в., основываясь на пиктографических кодексах, называет несколько «цариц» в своём списке правителей тольтеков, полулегендарного народа искусных ремесленников и мудрецов. Женщины фигурируют и в «царском» списке Анналов из Куаутитлана. Следует отметить, что оба источника приурочивают появление «цариц» уже ко временам «деградации» тольтеков. 

Изредка в преданиях о миграциях племён женские персонажи, подобно мужским, выступают в качестве предков-предводителей, давших своё имя отдельной племенной группе. В частности, об этом свидетельствует «Кодекс Ботурини», на одной из первых страниц которого среди четырёх теомамас, предводителей и духовных лидеров ацтеков-мешика во время их скитаний, изображена женщина по имени Чимальман («Черепаховый щит»). О ней упоминает и Хроника Мешикайотль ацтекского хрониста конца XVI — начала XVII в. Эрнандо Альварадо Тесосомока.

Имеются также отдельные свидетельства об исполнении женщинами обязанностей вождей (tecuhtli) непостредственно в предколониальный период. По крайней мере два таких случая отмечены у чальков, племенного объединения, занимавшего юго-восток долины Мехико. В «Восьмом сообщении» А. Д. Чимальпаина, потомка вождей чальков, говорится, что в двух тлатокайотлях (племенных центрах чальков) — Тенанко и Амекемекане — после смерти вождей этих центров Куауицацина и Какамацина Старшего, не имевших сыновей, власть перешла к их дочерям Шиухтоцин и Тлако Сиуацин. Причём, характеризуя управление этих знатных женщин, Чимальпаин пишет следующее: «Не было ничего неподобающего в том, что эти две женщины пришли к власти в вышеназванных городах, поскольку ни в чём они не потеряли своей власти, но как наши вожди-мужчины также вершили суд, приговаривали к смерти своих масеуали (т.е. простых общинников. — А. К.) и также наводили страх каждая сама по себе в тех местах, где правили».

О сходных случаях у астеков (мешика) свидетельствуют сообщения источников, восходящих к Хронике X, о приглашении астеками из соседнего Кулуакана, которому они платили дань, первого тлатоани (верховного вождя) Теночтитлана Акамапачитли и его жены Иланкуэитль. (В других вариантах предания её называют матерью или даже тёткой Акамапачитли.) На голову Иланкуэитль также возлагают шиуухцоли, головной убор, напоминавший по форме митру, который служил символом власти вождя. Более того, согласно двум малоизвестным источникам колониальной эпохи, Кодексу Вергара и Кодексу Санта Мария Асунсьон, первоначально ведущая роль принадлежала именно Иланкуэитль, а Акамапачитли, не имевший статуса тлатоани, был лишь одним из старейшин, управлявших племенем на раннем этапе его истории.

Следует также указать на значение у ряда племенных объединений науа женской линии в наследовании власти вождей. По сообщениям источников, особенно были сильны традиции наследования власти и земельных владений по женской линии как раз у чальков, где было возможным даже непосредственное наследование женщинами верховной власти. Относительно астеков известно, что отец уже упоминавшегося выше Акамапачитли не являлся вождём, в то время как его мать была дочерью вождя Кулуакана, и впоследствии все вожди ацтеков носили титул кулуатекутли, т.е. «владыки Кулуакана». Этот факт передачи верховной власти по женской линии отнюдь, не единичен. В обществе с двойным счётом родства, каковым являлось общество науа, мужская и женская линии имели практически одинаковое значение. Женщины из правящих домов играли роль своего рода передаточных звеньев при наследовании верховной власти. Очень распространена была форма передачи власти от тестя к зятю и от деда по материнской линии к внуку. 

Согласно исследованию, проведённому американским антропологом мексиканского происхождения Педро Карраско, почти все правители Теночтитлана заключали браки внутри своей династической группы и одним из условий наследования власти был брак нового тлатоани с дочерью или сестрой своего предшественника. Так, Мотекухсома Младший тлатоани эпохи Конкисты заключил брак с дочерью Ауитсотля, предыдущего правителя Теночтитлана, а его наследники Куитлауак и Куауатемок поочерёдно были мужьями одной из дочерей Мотекухсомы. Случаи наследования владений по женской линии зафиксированы хронистами и в Чалько на юго-востоке долины Мехико.

При рассмотрении матримониальных связей вождей астеков и других групп науа обращает на себя внимание то, что, как правило, женщины выступали передатчицами более высокого социального статуса. Ещё более показателен пример с рядовым общинником, женившимся на дочери Итцкоатля. Этот брак сразу поднял его до категории пипилтин, племенной знати. Подобные факты позволяют говорить о наличии гипогамии в астекском обществе".

Скорее всего, столь высокое положение женщин являлось своего рода "отрыжкой" архаических обществ, существовавших на территории Мексики до нашей эры, ещё прежде складывания знати и формирования верховной власти у астеков. Потому что как только образовалась протогосударственная "вертикаль власти", по мере укрепления положения военной знати и усиления власти верховного вождя, женщины всё более воспринимались как собственность правителя, которую можно подарить или взять с собой в посмертное существование.

"Но значительно большей свободой действий и более широкими правами женщины пользовались на нижних уровнях социальной организации. В рамках общины, а также ремесленных «гильдий» и торговых объединений они выполняли ряд параллельных с мужчинами функций, которые можно определить как «воспитательно-дисциплинарные» и «административные». Саагун в рукописи «Всеобщая история вещей Новой Испании» из Лас Навас де Толоса говорит, что воспитателями и руководителями молодёжи были почтенные мужчины и женщины старше 50 лет, которые давали им различные задаия независимо от времени суток. (Тут следует указать, что 52-летний цикл был основной единицей счёта в Древней Мексике и по достижении 52 лет человек независимо от пола свобождался от податей и получал определённые властные полномочия [1].) Все испанские авторы единогласно подчёркиват, что функции женщин по отношению к их подопечным полностью совпадали с функциями мужчин. Подобный паралелизм характерен для многих позднепервобытных обществ". 

--------------------------------------------------------------------------

[1] Сколько же мудрых обычаев рассыпано тут и там на протяжении всей истории человечества! Вот бы поручить Искусственному Интеллекту собрать все эти обычаи и изложить их в одном документе. Но вместо этого ИИ генерит "прикольные" картинки и видосы, которыми дети уже засрали весь интернет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий