В книге Ю. В. Маретина «Индонезия. Избранные работы» имеются следующие строки: «Первоначально у минангкабау было четыре суку (сýку – матрилинейный род): Бóди, Чаниáго, Кóто, Пилиáнг. Адат минангкабау признаёт образцовым для деревни наличие четырёх суку, не больше и не меньше». То же самое написано у Цуёси Като.
В энциклопедической статье Е. С. Котляр «Мифология бамбара» читаем: «Общность мифологических взглядов бамбара и догонов сказывается в аналогичности символики: чисел (напр., семь – символ человека; три воплощает мужское начало, четыре – женское…».
А насколько вообще в мире в целом и среди матрилинейных народов ойкумены, в частности, распространено представление о том, что число четыре – символ женщины?
Попробуем провести целенаправленный поиск.
«Согласно легенде, вначале было только четыре (матрилинейных) клана навахо». Это буквально то же самое, что и у минангкабау! И то же самое, что в матрилинейных общинах жителей юго-запада Моллукских островов.
Народ дагара (Буркина-Фасо): «Старейшины также объясняют, почему всё должно быть организовано в группы по три, четыре или семь: три – это мужское число, четыре – женское, а комбинация этих чисел даёт семь – число, производящее… и вызывающее изобилие».
Лоби имеют предания о том, что они пришли в Буркина-Фасо из Мали. Социальная организация всех этих народов имеет четыре матриклана и неограниченное число патрилинейных кланов. Матрикланы лоби называются бала, их собственные имена: Соме, Да, Хиенбе и Камбире. У бирифор (социальная организация которых идентична организации лоби) четыре матриклана разделены на пары, объединённые отношениями взаимного подшучивания, это Да и Соме; Хиен и Камбире.
Возникает предположение, что у предков современных народов языковой группы гур (центрально-бантоидной), говоривших на языке прото-гур (с диалектами, разумеется), была социальная структура из четырёх экзогамных матрилинейных родов, составляющих более-менее эндогамную общину. В том, что у этих прото-гур была соответствующая символика (4 – женское число, 3 – мужское), сомневаться не приходится. Такая же символика есть и у мандеязычных бамбара.
Обитателей островов Бижагош, расположенных у берегов Гвинеи-Бисау, тоже характеризует социальная матрица из четырёх матрилинейных родов (по-английски – кланов). В частности, это относится к народу папел острова Биомбо. Но покинем Западную Африку и обратимся к Северной Америке.
«Матрилинейная экзогамия была впервые адекватно описана в печатном издании английским путешественником Джоном Ледерером, который описывал свои странствия в восточной части Северной Америки в книге, изданной в 1672 году. Он писал о тутело, племени восточных сиу: “К четырём женщинам, а именно Паш, Сопой, Аскарин и Мараскарин, они возводят всю человеческую расу, которую они таким образом делят на четыре племени, известных под этими именами…”».
Комментируя это сообщение, К. Д. Найт пишет: «В данном случае это четыре (экзогамных) матрилинейных клана, составляющих одно племя».
На Новой Гвинее «пигмеи айон рассказывают, как Тумбренджак (культурный герой, демиург) спустился с неба на землю по верёвке, чтобы поохотиться и порыбачить. Когда он попытался вернуться на небо, то обнаружил, что верёвка перерезана. Он заплакал, и жена его, глядя на него с неба, тоже заплакала. Его жена скинула на землю огонь и все фрукты и овощи, включая четыре огурца. Как только Тумберджак скрылся в буше, эти огурцы превратились в четырёх женщин. …Потомки этого человека и его четырёх жён – это предки различных племён Новой Гвинеи».
На Тробриандских островах «у каждого из малых субкланов имелась прародительница, которая вместе со своим братом появилась из определённого места, отмеченного в роще горкой из обломков коралла или скал. …Одно особое место на полуострове Киравина было особенно знаменитым, потому что из него вышли первые живые существа на Земле. Это были игуана, собака, свинья и змея – предки-животные современных кланов».
Сходная и даже более показательная в плане обсуждаемой тематики мифологема присутствует и в мифологии инков, известных своими элементами матрилинейности в социальной организации: «В Доме Зари, Пакариктамбо, была пещера, называемая Тампу Т’око, Дом Окон. Там Бог-Создатель Виракоча созвал четырёх братьев и четырёх сестёр, которые должны были стать первыми Инками…».
Александр Казанков в своей монографии «Тысячеликая мать. Этюды о матрилинейности и женских образах в мифологии» приводит много других примеров связи матрикланов с символикой числа 4. Вполне очевидно, что эта связь происходит от правил экзогамных браков. Внутри матриклана браки не допустимы, так как все являются детьми одной матери и, следовательно, сексуальные отношения внутри группы приравниваются к инцесту. Мужчины матриклана Белки могут "ходить налево", в соседний матриклан Лягушки, и оставлять там своё семя. Опять же, чтобы не было кровосмешения, мужчины-"лягушки" тоже "идут налево", в матриклан Сороки, а мужчины-"сороки" — в матриклан Косули. В свою очередь, мужчины-"косули" идут налево к женщинам-"белкам", и, таким образом, круг замыкается в племенную эндогамию. Я так это понимаю и представляю себе.
Последствия такого кругового "хождения налево" вполне очевидны: это, во-первых, многоязычие (каждое "племя" — свой язык), и, во-вторых, различия в одежде между "племенами". И то, и другое обусловлено племенной эндогамией (хотя внутри племени, наоборот, функционирует экзогамия), то есть изолированностью "племён". Если говорить о преимуществах, то здесь можно предполагать бурное цветение культур и традиций, а также языковое многообразие. Также можно сказать, что подобное устройство общества очень разумно с медицинско-гигиенической точки зрения: если какая-нибудь "зараза" поселится в одном племени, она не выйдет за пределы этого племени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий