В детстве я прочитал историю про маленького мальчика по имени Джим, который, помню, лежал в кровати вечером накануне Рождества и думал, какие же подарки принесёт ему Санта Клаус. Ему, конечно, хотелось, чтобы подарки были хорошие и ценные, и поэтому ему пришла мысль "задобрить" старика Санту. Мальчик решил положить щётку для одежды возле камина. Ведь Санта Клаус ночью проникнет в дом через печную трубу, и при этом его щуба вся будет в саже. Он увидит щётку возле камина и скажет: "Кто это положил щётку для меня? Это должно быть Джим!" И, стряхнув щёткой сажу со своей шубы, Санта Клаус положит в чулок мальчика очень хорошие подарки. Может быть даже маленький автомобиль, в котором Джим будет возить маму на рынок за продуктами.
Я привёл эту нехитрую историю, потому что она очень похожа на то, как учёные антропологи объясняют смысл жертвоприношений. Чаще всего можно прочитать, что, принося жертвы божествам, древние люди старались "задобрить" их. Типа, как старая бабулька суёт "тыщёнку" "дохтуру", чтобы тот не нахалтурил, чтобы не "залечил" бабульку до смерти. В этом ракурсе боги представляются как черти, которые только и думают, как бы навредить людям. А людям только и остаётся, что откупаться от чертей жертвоприношениями. "На тебе, чертяка, жри, а меня не тронь, - я тебе завтра ещё пожрать принесу"...
Мне никогда не нравилось такое истолкование. Может быть, древние люди и были примитивными, но не до такой же степени клинического идиотизма! Нет, конечно, дураки жили во все времена, однако хочется верить в то, что не все же древние были дураками.
В Древнем Риме существовал интересный разряд духов, Lares Compitales, то есть 'уличные лары', 'лары уличных перекрёстков'. В стенах зданий имелись ниши с алтарями, и набожные прохожие клали туда небольшие кусочки еды.
![]() |
Ларарий из Геркуланума |