25 октября 2025

О преимуществе матрилокального брака.

Сегодня я заглянул в статистику домашнего насилия в России. Как и следовало ожидать, львиную долю пострадавших супругов составляют женщины.

Число потерпевших от члена семьи:


В связи с этим, хотелось бы узнать, проявляют ли домашнее насилие в отношении своих жён так называемые "примаки", то есть мужчины, проживающие в семье своей жены. Такую статистику я не нашёл в Сети, но и без того понятно, что муж, проживающий вместе с тёщей и тестем, а иногда и с шурином (братом жены), вряд ли осмелится заниматься рукоприкладством. На одну зуботычину он рискует получить две в ответ.

В предыдущей записи говорилось о том, что матрица М2 (матрилинейность + матрилокальность) препятствует появлению мужского насилия. Я объясняю это следующим образом: в двадцатилетнем возрасте, когда мужчина женится, у него (как правило) "каша" в голове и он "по дури", по неопытности, совершает много всяких глупостей, некоторые из которых заканчиваются самым трагическим образом. Моя двоюродная сестра была убита её собственным мужем, на Новый год, по пьяни. Естественно, этого не могло бы случиться, если бы рядом находились её отец и мать. 

Вот даже исходя из этих моих "куцых" соображений вполне понятно и очевидно, что матрилокальные браки гораздо более выгодны для (безопасности) женщин, чем проживание на территории мужа.

Возможно, под этим углом зрения становится более понятным высказывание А. С. Пушкина из «Путешествия из Москвы в Петербург» о свадебных песнях русского народа: «Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный». В патриархально-крестьянской Руси отдавали девицу-невесту замуж в чужой дом, иной раз за много вёрст вдали от родины, где она, совершенно беззащитная, должна была жить как овца среди волков. В историческом фильме Андрея Смирнова "Жила-была одна баба" как раз показана безрадостная жизнь молодой жены в доме своего мужа; в крестьянской "табели о рангах" она стояла ниже лошади.   

Матрилокальные деревни постнатуфийского периода Леванта.

Александр Казанков в своей монографии «Тысячеликая мать. Этюды о матрилинейности и женских образах в мифологии» (2021) говорит, что с развитием земледелия в Леванте усложнялось общество земледельцев.

"В поздних фазах натуфийской культуры возникает развитый культ предков, а в искусстве начинают доминировать женские статуэтки. Археологические свидетельства показывают, что в этих обществах произошла интенсификация церемониальной жизни и усложнение погребальных практик.

Изменяется характер поселений, они укрупняются. В долине реки Иордан и в западной Трансиордании известны (по данным раскопок) постоянные поселения, неолитические деревни (villages) с населением в несколько сот, а может быть, до тысячи и даже более человек, это, например, Айн Газал, Харайсин, Вади Шуэйб, Бейсамун, Иерихон, Баста.

Айн-Газаль, на реке Зарка, к северо-востоку от Аммана, Иордания. Докерамическое неолитическое поселение, 9-6 тыс. до н.э.

Бейда, Иордания. Поселение докерамического неолита. Около 8000 г. до н.э.


Моца, Израиль, мегапоселение докерамического неолита периода В в долине Сорек, недалеко от Иерусалима, 8600-8200 гг. до н.э.