25 мая 2023

СССР в ретроспективе.

"Советский Союз — страна победившего начальства.

Уничтожение частника (капиталиста, кулака, буржуа) это отмена завоеваний эпохи просвещения и всех буржуазных революций с реформациями вместе взятых. В отсутствие этих враждебных элементов, русский человек (вернее некоторая его часть, определённо не лучшая) смог воплотить свою вековечную мечту об идеальном, ничем (даже и попами!) не ограниченном начальствовании. Воплощённая мечта привела к закономерному краху. Начальник не умеет производить ничего кроме начальствования: ему нужно кого-то стричь. Но с советского человека состричь, кроме его цепей, нечего.

Временный откат к капитализму позволил государству нарастить некоторое количество жира, которое вновь обустроившееся на должностях начальство может вновь проедать, потихоньку забирая все доступные активы под контроль — свой и приближённых лиц.

Однако новый цикл неизбежен.
Потому что начальник не умеет производить и никогда не научится" (Источник).

Получается, что горбачёвская "перестройка" была ни чем иным, как НЭП 2.0. Как известно, НЭП 1.0 завершился сталинским "раскулачиванием". Интересно, чем закончится НЭП 2.0? 

В продолжение темы см.: Бюрократия как "инобытие" дворянства.

Вилы, велы, валькирии и прочие духи родового общества.

maximus101 в своей статье "Велес. Существовал ли такой бог у славян?" говорит о древнеславянском женском божестве по имени Вила/Вела. "Богини Вилы многократно упоминались в древнерусской литературе начиная с 12 века. Также они известны в балканской литературе где-то с 13 века. Там они носят имена Вилы, Самовилы. Известны Велы и у балтских народов - Велю мате (латышское олицетворение смерти), дни поминовения умерших Vele или Vielona"... "Семантика культа Вил хорошо известна - это культ женщин мертвецов. На Балканах Вилами называли девушек умерших до крещения или до вступления в брак. Но лучше всего сущность культа Вил раскрывается в балтской мифологии. В литовском языке vėlė это «души умерших», отсюда дни поминовения умерших Vele или Vielona и персонификация смерти Велю мате (Мать мертвых) у латышей"... "Видимо, германские валькирии - это также очень близкий славянским вилам образ"...

The Dises by Hardy

"Видимо именно образ германских валькирий ближе всего к славянским вилам. Они связаны с мёртвыми, их несколько десятков, также они связаны с лошадьми (считалось, что ноги у многих вил лошадиные). Как известно, лошадь в индоевропейских мифах это проводник в загробный мир. В знаменитом нападении призраков на Полоцк в 1092 году по Лаврентьевской летописи мертвецы (навьи) атаковали город в конном строю".
 
Навьи (мертвецы) на белых конях секут жителей Полоцка. Миниатюра из Радзивиловской летописи, 15 век.

Палеолитические венеры — "хозяйки зверей"?

"Воспользовавшись методом «английского профессора», можно утверждать, что большая грудь — неотъемлемая часть личности Бабы-Яги :)

Другая особенность облика яги — это её резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями: «Титки через грядку» (Онч. 178. Грядка — шест для полотенец и пр.); «Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает» (См.150). Или: «На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит». 

Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причём старуха безмужняя. Яга — мать не людей, она — мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям. Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живёт жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть. Вот как в северной сказке она скликает зверей: «Где вы есь, серые волки, все бежите и катитесь во едно место и во единой круг, выбирайте промежу собой, которой больше, которой едреньше за Иваном-царевичем бежать» (Онч. 3).  Или: «Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом — и вдруг, откуда только взялись, — набежали всякие звери, налетели всякие птицы» (Аф. 212).

Но, спросим себя, где же здесь материнство? Мы должны здесь признать следы чрезвычайно древних общественных отношений. Мать есть вместе с тем властительница. С падением матриархата женщина лишается власти, остаётся только материнство как одна из общественных функций. Но с женщиной — матерью-властительницей — в мифе дело происходит иначе: она теряет материнство, сохраняет только атрибуты материнства и сохраняет власть над животными, так как вся жизнь охотника зависит от животного, она сохраняет власть и над жизнью и смертью человека.

Что она властвует именно над животными, притом над лесными животными, стоит в связи с зависимостью человека этой стадии от лесных, охотничьих животных, которым он приписывает свою собственную родовую организацию. Другими словами, яга представляет собой явление, известное в этнографии под названием хозяина" (Источник - Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Хозяйка леса).