"Воспользовавшись методом «английского профессора», можно утверждать, что большая грудь — неотъемлемая часть личности Бабы-Яги :)
Другая особенность облика яги — это её резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями: «Титки через грядку» (Онч. 178. Грядка — шест для полотенец и пр.); «Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает» (См.150). Или: «На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит».
Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причём старуха безмужняя. Яга — мать не людей, она — мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям. Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живёт жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть. Вот как в северной сказке она скликает зверей: «Где вы есь, серые волки, все бежите и катитесь во едно место и во единой круг, выбирайте промежу собой, которой больше, которой едреньше за Иваном-царевичем бежать» (Онч. 3). Или: «Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом — и вдруг, откуда только взялись, — набежали всякие звери, налетели всякие птицы» (Аф. 212).
Но, спросим себя, где же здесь материнство? Мы должны здесь признать следы чрезвычайно древних общественных отношений. Мать есть вместе с тем властительница. С падением матриархата женщина лишается власти, остаётся только материнство как одна из общественных функций. Но с женщиной — матерью-властительницей — в мифе дело происходит иначе: она теряет материнство, сохраняет только атрибуты материнства и сохраняет власть над животными, так как вся жизнь охотника зависит от животного, она сохраняет власть и над жизнью и смертью человека.
Что она властвует именно над животными, притом над лесными животными, стоит в связи с зависимостью человека этой стадии от лесных, охотничьих животных, которым он приписывает свою собственную родовую организацию. Другими словами, яга представляет собой явление, известное в этнографии под названием хозяина" (Источник - Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Хозяйка леса).
Подчёркнутые мною строки полностью соответствуют привычному образу верхнепалеолитической венеры.
Венера из Пятра-Неамц (Румыния), возраст которой более 17 000 лет |
Парадоксально, конечно, что Баба Яга, представляющая собой покойника в гробу (по описанию того же В. Проппа), в то же время снабжена всеми признаками материнства. Однако парадоксы и антиномии неразрывно связаны с религиозностью.
Тут невольно вспоминается Сара (ивр. שָׂרָה, сарра — владычица; שָׂרָי, сара) — прародительница, праматерь еврейского народа. Будучи бесплодной всю жизнь, она родила Исаака в возрасте 90 лет.
По словам раввина Адина Штейнзальца: "Сара — это не покорная жена, пассивно сопровождающая мужа, но личность с твёрдой волей и сильным характером, побуждавшим её принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства. Более того, во многих случаях Сара оказывается наставницей мужа. Авраѓам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить её согласие, прежде чем принять важное решение" (Источник). Согласно Библии, Бог повелел Аврааму слушаться Сарру во всём, что она ему скажет (Быт. 21:12). Еврейская энциклопедия: “В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения «Сарра» означает «владычица». Называясь сначала Сарай, дословно "моя владычица", она как бы признавалась владычицей своего лишь дома и своего племени, но с тех пор как её стали звать Сарра (שרה), она является общепризнанной владычицей - "княгиней всего человечества".
Комментариев нет:
Отправить комментарий