10 июня 2025

Вода внутри дольмена?

 

Это каменная чаша (или «бассейн») внутри дольмена Матаррубилья в доисторическом месте Валенсина-де-ла-Консепсьон (Севилья, Испания). Она была высечена каменными инструментами из огромного блока, вес которого превышает 2000 кг. Размеры «бассейна» 1,7 метра в длину, 1,2 в ширину и почти полметра в высоту. Он единственный в своём роде, задокументированный на сегодняшний день на Пиренейском полуострове, с параллелями только в Ирландии и на Мальте, отмечается в исследовании.

Я не согласен. А как же чаша в "тронном зале" кносского "дворца" на Крите?


Используя технику оптически стимулированной люминесценции (ОСЛ), которая позволяет учёным определять, когда минералы были захоронены в последний раз, они установили, что «бассейн» был помещён на своё нынешнее место между 4544 и 3227 годами до н. э., в то время как толос был построен около 2700–2400 годов до н. э., между 1800 и 800 годами позже. Это говорит о том, что каменный бассейн мог находиться на своём месте до того, как был построен толос, возможно, как часть более раннего незадокументированного памятника , заключает исследование.

Чаша, — это козе понятно, — предполагает воду. Чаша без воды — это как свадьба без невесты. Но вот вопрос: зачем вода внутри дольмена-толоса?

Можно, конечно, погадать на кофейной гуще и предположить, что в чашу наливали вино, или кровь (жертвенных животных?). 

Хетты с Кавказа?

Леонард Вулли рассказывает, как он проводил раскопки в Телль-эш-Шейхе, который расположен на равнине Амук (Amuq), которая находится в северной Сирии, рядом с рекой Оронт, на северо-восточном побережье Средиземного моря.


Он там откопал изящные сосуды, "тонкие как яичная скорлупа", изготовленные местными мастерицами в подражание сосудам халафской культуры (ок. 6100–5000 гг. до н. э.). "За несколько столетий поселение примитивных земледельцев превратилось в сложную общину с прочными традициями цивилизованной жизни, соприкасавшуюся с большим миром, но сохранявшую тем не менее индивидуальность и особые черты, присущие халколитической культуре".

Затем внезапно наступил конец... Леонард Вулли говорит, что в самом верхнем слое Телль-эш-Шейха обнаружились следы запустения и несколько черепков керамики бронзового века. Позднее было установлено, что эта керамика относится к типу, который в Палестине называется хирбеткеракским. Обычно эта керамика встречается непосредственно над слоем строений, разрушенных пожаром, и все археологи, работающие в Палестине, единодушны в том, что изделия эти иностранного происхождения, возможно из Анатолии, и принесены они вооружёнными завоевателями, которые перебили жителей Палестины и поселились на обгоревших развалинах. 

Алалах и Кносс.

Чарлз Леонард Вулли в 1936 году раскопал в районе кургана Телль-Атчана недалеко от города Антакья (Турция) руины дворца, датируемого примерно 1780 г. до н. э. Там сидели, сменяя друг друга, ближневосточные царьки, пока дворец вместе с городом Алалах не были разрушены до основания "народами моря" около 1200 г.

"Когда мы достигли слоя VII, - пишет Вулли, из сооружений этого периода мы раскопали царский дворец, городской храм и городские ворота. <...> Дворец состоял из двух частей, разделённых дво­ром".

Царский дворец в Алалахе.

Посетитель, входивший на главный двор, видел спра­ва две двери в складские помещения. Там, в своё время, хранилась слоновая кость. <...> В Си­рии водился сирийский слон, теперь вымерший, но во II тысячелетии до н. э. он не был редкостью. Ярим-Лин и другие царьки Алалаха набивали слоновой костью склады своего дворца и использовали бивни, наряду с кедровым лесом, для внешней торговли и собственного обогащения. Этим прекрасно объясняется великолепие ближневосточных дворцов, а также полное исчезновение кедровых лесов и слонов в Сирии.