10 июня 2025

Хетты с Кавказа?

Леонард Вулли рассказывает, как он проводил раскопки в Телль-эш-Шейхе, который расположен на равнине Амук (Amuq), которая находится в северной Сирии, рядом с рекой Оронт, на северо-восточном побережье Средиземного моря.


Он там откопал изящные сосуды, "тонкие как яичная скорлупа", изготовленные местными мастерицами в подражание сосудам халафской культуры (ок. 6100–5000 гг. до н. э.). "За несколько столетий поселение примитивных земледельцев превратилось в сложную общину с прочными традициями цивилизованной жизни, соприкасавшуюся с большим миром, но сохранявшую тем не менее индивидуальность и особые черты, присущие халколитической культуре".

Затем внезапно наступил конец... Леонард Вулли говорит, что в самом верхнем слое Телль-эш-Шейха обнаружились следы запустения и несколько черепков керамики бронзового века. Позднее было установлено, что эта керамика относится к типу, который в Палестине называется хирбеткеракским. Обычно эта керамика встречается непосредственно над слоем строений, разрушенных пожаром, и все археологи, работающие в Палестине, единодушны в том, что изделия эти иностранного происхождения, возможно из Анатолии, и принесены они вооружёнными завоевателями, которые перебили жителей Палестины и поселились на обгоревших развалинах. 

Интересно, что на юге Кавказа советские археологи обнаружили ту же керамику в куро-араксской культуре. Напрашивается мысль, что родиной культуры Хирбет-Керак является Южный Кавказ. Леонард Вулли предполагает, что носителями этой культуры были хетты, которые снялись со своих мест и отправились в поход, пока не пришли в плодородную долину Амук. Это была благодатная земля, которую можно было захватить испытанным способом — предать коренных жителей мечу — подобно тому как это сделали евреи в земле обетованной. Итак, они захватили её и жили здесь в течение многих поколений. 

Затем история повторилась. Новые пришельцы с Востока в поисках земли хлынули на равнину Амук, и носители культуры Хирбет-Керак оказались без крова и вынуждены были искать новое пристанище. Они постепенно продвигались в северном направлении, пока не оказались на территории хаттов. Если это так, то мы должны признать носителей культуры Хирбет-Керак предками хеттов. Значит, хетты — народ, который пришёл в Малую Азию с Кавказа

Вот так. А я раньше думал, что хетты пришли с запада, с Балканского полуострова, вместе с лувийцами и армянами. Но сэр Леонард Вулли говорит, что хетты пришли в Малую Азию с севера, с Кавказа. Кстати, проф. Ч. Барней, разделяя мнение Т.В. Гамкрелидзе о кавказском пути проникновения хеттов в Малую Азию, усматривает в носителях триалетской (закавказской) культуры именно хеттов, датируя их появление в Триалети примерно в 2100-2000 гг. до н.э. 

Хетты меня интересуют неспроста. "Законодательство хеттов на тот период времени (около 1800—1180 годов до н. э.) было одним из самых прогрессивных, опередившим не только своих современников, но и наших с вами. Основной задачей закона у хеттов была справедливость. Максимально уделялось внимание справедливой компенсации пострадавшей стороны. На защиту перед законом имели право (и не только имели право, но это право и использовали) все слои населения: от царственных особ до чиновников и простых крестьян. И самое немаловажное, было равноправие полов, с одним отличием: женщин не брали в армию, в остальном, женщина не была придатком к мужчине, как в большинстве царств того (и нашего) времени, она была равным членом общества со своими правами и, естественно, обязанностями. Уникальное царство справедливости и терпимости, при воинственном нраве хеттов" (Источник).

По всей видимости, хетты "наложились" сверху на хаттов, которые занимали Колхиду и Закавказье, Восточное и Южное Причерноморье (Понт) вплоть до реки Галис в III - II тысячелетиях до н. э. Причём автохтонные хатты составляли большинство населе­ния в хеттский период. Иммигранты-хетты лишь захватили политическую власть над теократическими полисами хаттов и создали некое подобие империи. "Своё государство иммигранты-праарии (хетты), глубоко восприняв прежнюю (местную) традицию и в значительной степени этнически и культурно ассимилировавшись, называли (сохранили название) империей Хатти, а столицу - Хаттусой, а сами стали именоваться хаттами (хеттами их назвали учёные, чтобы отличать от хатти, "прахеттов")", - говорит М. И. Зильберман. В общем, справедливый закон и "прогрессивная" социальная организация хеттов достались им от автохтонного населения. Вот это и удивительно. Почему цари хеттов не правили по закону "что хочу, то ворочу"? Почему они не были самодурами, самодержцами, как русский царь Пётр I? Почему они соблюдали древний закон и традиции?  

Комментариев нет:

Отправить комментарий