10 июня 2025

Алалах и Кносс.

Чарлз Леонард Вулли в 1936 году раскопал в районе кургана Телль-Атчана недалеко от города Антакья (Турция) руины дворца, датируемого примерно 1780 г. до н. э. Там сидели, сменяя друг друга, ближневосточные царьки, пока дворец вместе с городом Алалах не были разрушены до основания "народами моря" около 1200 г.

"Когда мы достигли слоя VII, - пишет Вулли, из сооружений этого периода мы раскопали царский дворец, городской храм и городские ворота. <...> Дворец состоял из двух частей, разделённых дво­ром".

Царский дворец в Алалахе.

Посетитель, входивший на главный двор, видел спра­ва две двери в складские помещения. Там, в своё время, хранилась слоновая кость. <...> В Си­рии водился сирийский слон, теперь вымерший, но во II тысячелетии до н. э. он не был редкостью. Ярим-Лин и другие царьки Алалаха набивали слоновой костью склады своего дворца и использовали бивни, наряду с кедровым лесом, для внешней торговли и собственного обогащения. Этим прекрасно объясняется великолепие ближневосточных дворцов, а также полное исчезновение кедровых лесов и слонов в Сирии. 

"Жилая часть дворца была построена на террасе, воз­вышавшейся на четыре фута над уровнем главного дво­ра. Вход сюда (второй в правой стене главного двора) вёл на кирпичную винтовую лестницу. Комнаты первого этажа, в которые можно было попасть из прохода, были в основном служебного характера: кухня, комнаты прислуги, мастерские, а винтовая лест­ница вела в жилые комнаты царской семьи. Эта часть дворца, возможно, была трёхэтажная, но от верхних комнат, разумеется, ничего не сохранилось. 

Зал, как и большинство лучших комнат дворца, был украшен фресками. В зале приёмов в парадной части дворца мы обнаружили следы краски, показывающие, что в росписи имелись архитектурные мотивы, сходные с рос­писями помещений царского дворца Миноса на Крите. Роспись была настоящая фресковая, стена штукатури­лась по частям,, и краска наносилась на ещё влажную поверхность — техника, с которой мы встречаемся на Крите, но которая никогда не применялась в Египте, где рисунок всегда наносился темперой по сухой штукатур­ке. Центральная часть комнаты была расписана по бе­лому фону широкими полосами голубого и жёлтого цве­та, а чёрной краской были нарисованы головы (а воз­можно, и целые фигуры) быков".

"Именно здесь, в слое VII, мы впервые обна­ружили бесспорные связи с Критом, - говорит сэр Чарлз Леонард Вулли. - Принцип строитель­ства дворца Ярим-Лима тот же, что и в Кноссе: вдоль основания стен устанавливались шлифованные камен­ные плиты, использовались кирпично-деревянные конст­рукции (хотя на каменистом Крите вместо сырцового кирпича служили камни), широко применялся цемент. И здесь, и там были деревянные колонны на простых круглых каменных базах, даже детали планировки за­ла приёмов были похожи, а фрески идентичны по цвету, технике и стилю. На Крите все эти черты появляются внезапно во дворце Миноса и одновременных с ним строениях вне связи с предшествующими местными тра­дициями, и с концом минойской эпохи они исчезают. Но дворец Ярим-Лима выдержан в местных традициях, ко­торые сохраняются и в последующих сооружениях вплоть до VII в. до н. э. Более того, дворец Ярим-Лима предвосхищает более чем на столетие критский образец того же стиля.

Не может быть сомнения в том, что Крит лучшими образцами своей архитектуры и фресками обязан Азии, и мы считаем, что опыт­ные мастера, строители и живописцы, были приглаше­ны на Крит из Азии (возможно, из самого Алалаха, учитывая, что он имел свою средиземноморскую га­вань), чтобы построить и украсить дворцы критских правителей".

Я не согласен с сэром, при всём к нему уважении.

Хотелось бы мне задать ему вопрос: ну и как же раннеминойское поселение Василики? (См.: Василики.) В его планировке угадывается будущий Кносс и другие подобные ритуальные комплексы на Крите. "Начиная примерно с 2500 г. до н. э., культура Василики напоминает элементы искусства других критских памятников, таких как Кносс", - сообщает англоязычная Википедия. Опять же из Википедии: "Первые дворцы были построены около 1900 г. до н. э. как кульминация долгосрочных социальных и архитектурных тенденций". Так что, я думаю, Вулли был неправ, когда говорил, будто "все эти черты появляются внезапно во дворце Миноса и одновременных с ним строениях вне связи с предшествующими местными тра­дициями". И неверно его предположение о том, будто "дворец Миноса" строили специалисты с Ближнего Востока, которые к тому времени уже "набили руку" на строительстве царских дворцов. К тому же, на Крите было, как минимум, пять однотипных "дворцов", - они что, все были построены мастерами из Алалаха? А после землетрясения ок. 1700 года разрушенные "дворцы" строили заново тоже мастера из Алалаха? А настенные росписи Акротири на о. Фера (Санторин) тоже делали ближневосточные художники? И почему тогда, при XVIII династии, критские мастера были приглашены в Египет расписать особо прочными фресками дворцовые полы, а не мастера из Алалаха? 

Как известно, термин «дворец» был введён Артуром Эвансом, который интерпретировал Кносс как резиденцию «царя-жреца». С тех пор никаких царей на Крите не нашли, а вводящее в заблуждение название, придуманное Эвансом, осталось.

Различие между настоящим дворцом и ритуальными комплексами на Крите бросается с первого взгляда. Ритуальные комплексы, именуемые "дворцами", как правило, находились в центре более крупного поселения и не всегда чётко разграничены от остальной части города. Огромный комплекс в Кноссе, по удачному выражению А. Эванса, напоминал обстроенный со всех сторон домами величественный средневековый собор. В то время как настоящие царские дворцы всегда огорожены крепостными стенами, как тот же дворец в Алалахе. Кстати, если уж на то пошло, то дворец в Алалахе гораздо больше похож на Тиринф, чем на Кносс.

А что касается сходства некоторых художественных и архитектурных мотивов, так ведь существует такое понятие как "дух времени". Вулли не был знаком с "архетипами коллективного бессознательного" Карла Юнга. Можно вспомнить феномен палеолитических "венер": на огромном пространстве от Пиренеев до Байкала люди, не сговариваясь, изготавливали и почитали однотипные женские фигурки. Подобных примеров в истории — масса, "вагон и маленькая тележка"; некоторые примеры можно найти в данном блоге по тэгу "параллели". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий