"Многие сосуды стиля Камарес, имеющие слив в виде носика, нередко завершались головой птицы, которая как будто одухотворяла, оживляла этот предмет. Пластическая форма его казалась телом этой удивительной птицы, а сама ваза — существом божественного происхождения. Была ли такая птица божеством «второго плана» или только атрибутом Великой Богини, пока сказать трудно, но связь между ними бесспорна", - пишет Н. М. Никулина в статье "Женское божество в искусстве древнего Крита".
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
29 октября 2025
Немного о культуре Меримде.
Культура Меримде — неолитическая культура в дельте Западного Нила в Нижнем Египте , которая на позднем этапе развития соответствует культуре Фаюм А и культуре Бадари в додинастическом Египте. Предполагается, что эта культура развивалась между 4800 и 4300 годами до нашей эры (из Википедии). Первый этап характеризуется необработанной, но иногда полированной керамикой, иногда украшенной узором «ёлочка».
Форма жилищ носителей данной культуры (из смеси глины и рублёной соломы, тростника или хвороста)
|  | 
| Предположительно именно так выглядели их жилища | 
напоминает аналогичные жилища Ближнего Востока и предполагает культурные (по меньшей мере) связи между жителями дельты Нила и Южной Палестиной.
"Общество Меримде не знало социальных перегородок. Здесь не было богатых и бедных, власть и авторитет не определялись количеством накопленных благ. Каждый член общины вносил вклад в общее дело и получал свою равную долю ресурсов. Такая модель жизни чем-то напоминала первобытный коммунизм, где добыча охотников и рыболовов делилась между всеми" (Источник).
Я бы вместо слова "коммунизм" употребил слово "коммунализм", а в остальном всё верно.
Из этого вытекает, что общество Меримде не было патриархальным, ибо патриархальные общества не бывают эгалитарными; патриархат предполагает наличие "вертикали власти" и разделение общества на господ и рабов.
"Меримдийцы хоронили своих умерших прямо под полом собственных жилищ. Покойников укладывали в овальные могилы, вырытые в земле хижин. Тело сворачивали в позу эмбриона, как будто возвращая его в лоно матери, и располагали лицом к входу в дом" (Ibidem).


