29 октября 2025

Немного о культуре Меримде.

Культура Меримде — неолитическая культура в дельте Западного Нила в Нижнем Египте , которая на позднем этапе развития соответствует культуре Фаюм А и культуре Бадари в додинастическом Египте. Предполагается, что эта культура развивалась между 4800 и 4300 годами до нашей эры (из Википедии). Первый этап характеризуется необработанной, но иногда полированной керамикой, иногда украшенной узором «ёлочка». 

Форма жилищ носителей данной культуры (из смеси глины и рублёной соломы, тростника или хвороста)

Предположительно именно так выглядели их жилища

напоминает аналогичные жилища Ближнего Востока и предполагает культурные (по меньшей мере) связи между жителями дельты Нила и Южной Палестиной.

"Общество Меримде не знало социальных перегородок. Здесь не было богатых и бедных, власть и авторитет не определялись количеством накопленных благ. Каждый член общины вносил вклад в общее дело и получал свою равную долю ресурсов. Такая модель жизни чем-то напоминала первобытный коммунизм, где добыча охотников и рыболовов делилась между всеми" (Источник).

Я бы вместо слова "коммунизм" употребил слово "коммунализм", а в остальном всё верно.

Из этого вытекает, что общество Меримде не было патриархальным, ибо патриархальные общества не бывают эгалитарными; патриархат предполагает наличие "вертикали власти" и разделение общества на господ и рабов.

"Меримдийцы хоронили своих умерших прямо под полом собственных жилищ. Покойников укладывали в овальные могилы, вырытые в земле хижин. Тело сворачивали в позу эмбриона, как будто возвращая его в лоно матери, и располагали лицом к входу в дом" (Ibidem). 

Здесь мы снова видим культурные аналогии с Ближним Востоком. Во всяком случае, неолитические поселения в дельте Нила возникли значительно позже, чем соответствующие им по культуре поселения Сирии и Палестины.

Большинство костяков принадлежит женщинам. Эти женщины были значительно выше ростом, чем женская половина более позднего населения Верхнего и Среднего Египта, и приближались по своему сложению к тасийкам. То же самое можно сказать и о черепах, которые, хотя и долихоцефальны, тем не менее имеют такую же широкую черепную коробку, как и тасийские черепа.

Некоторые археологи говорят, что погребённые были ориентированы лицом к Нилу, по крайней мере, в более ранних слоях. Другие говорят, что умершие были обращены лицом на восток. Достоверно известно, что никакой погребальной утвари вместе с покойными не было, за исключением небольшого количества раковин мидий, которые, как полагают, служили украшениями, пришитыми к одежде. Они словно отправляли человека в последний путь налегке, как будто путь этот должен был быть пройден в одиночестве, без материальных привязок. Также не было принято ставить в могилу посуду с пищей. Вероятно, погребение покойников не в отдельном могильнике, а тут же среди домов делало такие приношения излишними, так как дух умершего мог питаться вместе со своими сородичами, возле своего очага. 

"Маленьких меримдийцев, не успевших достичь определённого возраста, не удостаивали захоронения под полом дома. Их тела просто выбрасывали на окраину поселения, к мусорным свалкам. Это может показаться жестоким, но, вероятно, объяснялось верой в то, что ребёнок ещё не стал полноценным членом общины и его жизнь не была столь ценна с точки зрения духовных практик" (Ibidem).

Мы видели, что на острове Кипр в эпоху неолита также выбрасывали на мусорку умерших. Очевидно, такое отношение к умершим было связано с тем, что они не прошли ритуал инициации, не получили "крещение духом", и поэтому не считались полноценными (= духовными) людьми. Они приравнивались к животным.

С ритуалами инициации могут быть связаны и глиняные фигурки быков, которые находят археологи при раскопках Меримде. Здесь можно провести параллель с крито-минойскими таврокатапсиями, которые, возможно, являлись составной частью инициатических "страд" (я взял это слово из лексикона русских христоверов-"хлыстов", потому что оно ближе всего передаёт оригинальный смысл). 

Хижины никогда не теснились друг к другу, как в Чатал-Хююке; вероятно, каждая хижина или группа хижин имела отдельный двор. Но такие группы были расположены правильными рядами, как бы образуя улицы. В жилищах меримдийцев были свои собственные зернохранилища, утопленные кувшины для воды, очаги и жернова, что указывает на то, что каждая семья была независимой экономической и социальной единицей.

Они разводили крупный рогатый скот, овец, коз и свиней, но основную часть белковой пищи получали с помощью охоты и рыбной ловли. Удивительно, однако, что находки наконечников стрел очень редки. Рыбу же ловили на небольшие крючки из раковины или рога. Их разнообразное меню включало мясо крокодилов, слонов, газелей, гиппопотамов, которые обитали в болотах дельты Нила. Имеются некоторые, хотя и слабые, намёки на употребление льняных тканей, однако отдельные части одежды нам неизвестны. Но подкрашивание лица и подведение глаз, вероятно, уже практиковалось, судя по тому, что в погребениях встречаются палетки для растирания красок.

Т. наз. глиняная голова Меринде является самым примечальным артефактом данной культуры.


Предполагают, что в дырочки на нижней части лица вставлялись пучки волос, чтобы получилась мужская борода. Однако дырочки существуют и на женских фигурках трипольской культуры, а у женщин, как известно, не растёт борода.

An anthropomorphous female figurine. Republic of Moldova. The beginning of Stage C II of the site of the Cucuteni – Trypillian (Tripolye) culture the end of the IV millennium B. C.

Я вспомнил про одну крайне любопытную египетскую вещицу из периода Naqada

Clay figure (Egypt Naqada I period, ~4000bc)

Покойник лежит внутри лягушки, которая напоминает материнское чрево в разрезе, со "входом" с одной стороны, и с "выходом" с другой. И вот, это божественное "чрево" царевны-лягушки перфорировано по кругу. Не означает ли "перфорация" приобщённость вещицы к мирам иным, так сказать? И не являются ли эти дырочки своеобразными "окнами" в Иномирье? Я имею в виду практики некромантии, общения с мёртвыми, которые известны нам по артефактам натуфийской культуры в Леванте. В конце концов, и отверстия в дольменах служили для той же цели.

По всей видимости, меримдийцы продолжали неолитические практики некромантии, то есть общения с душами умерших людей. Преимущественное захоронение женщин под полом дома говорит о том, что именно от них исходили духовные влияния. 

В социальном отношении, меримдийцы представляли собой, скорее всего, матрилинейное клановое общество. Как известно, в династическом Египте имелось множество пережитков матрицентричного (скажем так) общества. Спрашивается, откуда же было взяться всем тем пережиткам, если допустить, что ещё раньше, в додинастическом Египте, женщины не обладали никаким влиянием? Пережитки  это своего рода поздние "отрыжки" более ранних общественных порядков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий