07 января 2024

Деметра и Персефона родом с Мальты?

Две богини с острова Мальта напоминают Деметру и Персефону из древнегреческой мифологии.

Две богини с острова Мальта, конец IV тыс. до н.э.

Там же, на островке Гозо Мальтийского архипелага, имеются остатки двух святилищ, в плане похожих на изображения матери и дочери.

'Ggantija', on Gozo

По всей видимости, миф о Матери и Дочери "перекочевал" к пришлым грекам от туземного населения Эллады и Эгеиды. Видимо, от пеласгов, если отождествлять пеласгов с догреческим населением Эллады. 

В греческой мифологии Деметра считалась одной из супруг Зевса, вместе с которой он породил Персефону. Однако не существует ни одной мифологемы, ни одной связанной с культом легенды об их свадьбе. Первоначально Деметра находилась в брачной связи с Посейдоном, чему посвящена даже соответствующая мифологема, но отнюдь не с Зевсом.

Это заставляет нас вспомнить об Ашере Морской и об Афродите, которая изначально была критской богиней и имела много ассоциаций с морем, о морских мотивах в крито-минойской культуре, особенно в орнаменте и символике.
 


На Мальте — Гипогей, а на Крите
— Лабиринт... Пол Кносского дворца-святилища был выложен раковинами. В принципе, подводное царство и подземное царство одинаково могут являться репрезентациями потустороннего мира. Недаром же во многих сказках герои попадают в загробный мир через колодец.

Если "корни" мифа о Деметре и её дочери Персефоне — на Крите и на Мальте, то там же следует искать и "корни" Элевсинских мистерий. Может быть, Гипогей и Лабиринт как-то связаны с этими мистериями?

Немезида с плетью и её жрицы.

Немези́да, или Немеси́да (др.-греч. Νέμεσις «возмездие») в древнегреческой мифологии — крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и нравственных порядков (из Википедии).

"Её серебряную корону украшали олени, а с пояса свешивалась плеть", - сообщает Илона Камад в своей монографии "Обрядовая сторона культов Древней Греции (М.: Издательство "Институт общегуманитарных исследований", 2006).

В связи с этим я сразу вспомнил про скифскую диадему.

Скифская золотая диадема из Кургана Хохлач под Новочеркасском, 5 век до н. э.
 


Ясное дело, что диадему с оленями носила на голове какая-то скифская женщина. Может быть, жрица или царица. Однако интересно, что с пояса Немезиды свешивалась плеть, а плеть, как мы знаем, это элемент наказания за совершённые преступления. 

Археологами были найдены и более простые женские головные уборы скифов.

Древо жизни из Кобяковки. Кобяков курган.

Что написано пером Судьбы, то не вырубишь топором Зевса.

Сам Зевс был подвластен мойрам, поскольку мойры являлись не детьми Зевса, а детьми великой богини Необходимости, Ананке, с которой не спорят даже боги, и которая зовётся «Могучая судьба».

Похоже на то, что Триединая Богиня Роберта Грейвса (англ. Triple Goddess), образ которой стал центральным в неоязыческой религии викка, есть ни что иное как современная модификация древних мойр.

"Три судьбы" Пола Туманна, 19 век