Так называемый "искусственный интеллект" ответил мне через браузер Google:
"Linearbandkeramik (LBK), ранняя неолитическая культура в Центральной Европе, интерпретируется как практикующая патрилокальную и патрилинейную системы родства. Это означает, что после заключения брака пара обычно проживала в семье мужа (патрилокально), а происхождение и наследование в основном отслеживались по мужской линии (патрилинейно)".
И на чём основано это заявление? На изотопах стронция. Эти изотопы содержатся в почве, откуда попадают в растения, на этой почве произрастающие, а затем вместе с пищей – в организмы растительноядных животных, и накапливаются в их костях и зубах (пока эти зубы формируются). Количество данных изотопов в почве (и их процентное соотношение) зависит прежде всего от геологических особенностей местности. Такое же соотношение изотопов стронция должно быть и в зубах тех, кто поедает растения в данном районе и редко покидает его. А если соотношение изотопов иное – значит, исследуемое животное пришло сюда из других краёв. Короче говоря, данные о содержании изотопов стронция в зубах могут быть использованы для изучения миграций животных в «геологически неоднородных» ландшафтах.
В целом, женщины с «нелокальными» изотопами стронция испытывали большую мобильность в течение жизни, чем мужчины. А это значит, что девушки приходили издалека к мужчинам, а мужчины сидели дома. Налицо патрилокальный брак. Примерно так пишут в некоторых статьях.
В одной статье пишется, что "иберийские неандертальцы оказались мобильнее носителя мадленской культуры. На это указал анализ изотопного состава стронция" (Источник). Может быть, это указание на патрилокальные браки между неандертальскими самками и кроманьонскими мужчинами?
Это, конечно, шутка. Однако, изотопы — дело тонкое. Здесь необходимы кросскультурные исследования. А каковы изотопы у древнегреческих женщин, сидевших всю жизнь в гинекеях? У ирокезов? У минангкабау на западной Суматре? У берберов, и особенно у бушменов, у которых пропитание добывали в основном женщины, занимающиеся собирательством растительной пищи. Если изотопы везде подтвердят то, что нам и так известно, тогда придётся признать: да, против науки не попрёшь...
***********************************************
P.S. (1.07.2025): Прежде уже были попытки доказательства патрилокальности для культуры раннего неолита LBK в Центральной Европе из раскопок в Файхингене / Энц. Там было найдено большое поселение с 450 длинными домами, из которых 45 были заселены в конце. Там было два линиджа, и было обнаружено, что мужчины и дети из одного линиджа имели очень похожие изотопные данные, а у их жён наблюдались различия данных, их изотопные данные были похожи на данные другого линиджа. Из этого был сделан вывод, что в деревне были договорные браки, и что молодые женщины и мужчины из двух кланов в деревне женились взаимно, и что женщины переезжали в фермерские дома своих мужей.
Хайде Гёттнер-Абенрот говорит, что это была не «патрилокальность», а только «вирилокальность», то есть жена временно проживала в доме мужа. Существуют этнологические свидетельства такого рода брака из некоторых матриархальных обществ, когда матрилинейная женщина переезжает в дом мужчины, но её дети носят её клановое имя. Кроме того, её экономическая независимость обеспечивается её собственным кланом, то есть работой её братьев, которые заботятся о детях своей сестры. Так, например, до сих пор происходит в матриархальном обществе на Тробриандских островах в Меланезии. Если в таком матрилинейном обществе существуют смешанные браки между двумя кланами, то возникает следующая закономерность: если женщина переезжает из кланового дома А в клановый дом В, чтобы жить со своим мужем, то их дочь затем возвращается из кланового дома В в клановый дом А, дочь возвращается назад, в дом своего собственного клана. Хотя её матрилинейная мать не живёт там, но там живёт её матрилинейная бабушка. Учитывая, что в матриархальных обществах муж не так важен, тогда как бабушка очень важна, мы обнаружили истинный социальный фон, сместив перспективу с мужской на женскую. Каждая женщина переезжает в дом своей бабушки в соответствии с текущей матрилинейностью, и она там находится в надёжных руках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий