28 мая 2022

Вакханки и берсерки.

"В «Вакханках» Еврипида мы сталкиваемся со сценой, в которой группа женщин, bacchants, танцуют в состоянии экстаза, поют и дико кричат. Через некоторое время они прекращают танцы и разрывают животных голыми руками в диком трансе. Они нападают на пасущийся скот, разрывая его на куски и рассеивая части вокруг. Можно увидеть рёбра или раздвоенные копыта, разбросанные тут и там. Части тел висят на елях, осквернённых и истекающих кровью. Они двигаются, как птицы, вознесённые их скоростью, нападают как враг на деревни и переворачивают всё. Они хватают детей из домов и убивают всех, кто стоит на их пути. Всё, что они помещают на свои плечи, остаётся там без привязывания и не падает на тёмную землю - ни бронза, ни железо. Они несут огонь в своих волосах, и он не сжигает их. Когда жители деревни, разъярённые грабежом вакханок, восстают на них с оружием, женщины, выпускают из рук свои тирсы и ранят мужчин, обращая их в бегство. После этого, они возвращаются туда, где они начинали, измазанные кровью, и змеи своими языками очищают капли на их щёках и на их коже (Еврипид «Вакханки»). После обряда они падают на землю истощённые, и спят мёртвым сном. То, что сводит их с ума, является божественной одержимостью, состоянием, в котором они становятся необычайно сильными и дикими и в котором они, похоже, имеют особые силы. Древние назвали это состояние furor divinus - божественная ярость, и считали его результатом одержимости, либо богами, либо демонами" (Источник).

Понятно, что «Вакханки» Еврипида — это художественное произведение, которому могут быть присущи всякого рода гиперболы. Поэтому не станем принимать за "чистую монету" слова о том, будто вакханки "убивают всех, кто стоит на их пути". Если бы это было так, Эллада опустела бы и обезлюдела задолго до вторжения персов и Марафонской битвы. Очевидно, не так страшен чёрт, как его малюет Еврипид. Однако, в его описании есть некоторые моменты, на которых я хотел бы заострить своё внимание.

Ну, во-первых, поведение древнегреческих вакханок напоминает поведение скандинавских берсерков. Литературные записи описывают их как смертоносных бойцов, одетых в шкуры животных, воющих в бою как дикие звери, убивая всех и всё, что было на их пути. Даже если их раны были смертельны или, по крайней мере, очень серьёзные, они не чувствовали их. Это напоминает сцену, когда менады борются с мужчинами, которые намного сильнее и не получают никакого вреда от оружия, или когда они несут огонь в руках и не получают ожогов. Приступы ярости берсерков начинались с дрожи, вибрации зубов и сильного холода в теле. Затем их лица изменяли цвет, наливались кровью и как бы разбухали, и они вдруг чувствовали сводящий с ума сильный жар, превращающийся в экстаз. За этим приступом следовало состояние крайней физической слабости, которая могла длиться даже несколько дней. Всё это мы наблюдаем и у вакханок.

Во-вторых, сразу угадывается близость вакханок к т. наз. "бесноватым" женщинам в православной среде. Бывает, такие женщины тоже показывают сверхчеловеческую силу. «Бывает, что их даже в воздух поднимает до потолка — это сумасшедшая сила. У меня был случай, когда 14-летнюю девочку, в которую вселился дух Люцифера, во время обряда держали трое здоровых мужчин», - говорит священник отец Ян Белецкий (Источник). После этого слова Еврипида о вакханках — "они двигаются, как птицы" — кажутся не столь уж невероятными.

"Культурные" гены передаются по наследству?

"Согласно распространённому мнению и ряду социологических теорий, на формирование эстетического вкуса и предпочтений в культуре и искусстве влияют происхождение, семейное воспитание и индивидуальный опыт человека. Однако датские учёные выяснили: помимо этих факторов, немалую (а иногда доминирующую) роль в формировании вкуса играют гены" (Источник). 

Интересно, что впервые слово "культура" встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э), который назывался "De agri cultura".Позднее римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в своих "Тускуланских беседах" употребил слово "культура" в переносном значении, назвав философию "культурой души" ("cultura animae"). 

"Для взращивания семян брошенных в землю, для сбора хорошего урожая, нужна культивация почвы, возделывание её: необходим неимоверный труд... И только при очень хорошей и доброкачественной обработке почвы, стол — в итоге — можно накрыть хорошими плодами, и потчевать себя самыми вкусными яствами: добрым урожаем. Иначе ни как! ...Этим же смыслом владеет и переносное значение термина, cultura — в переносном смысле — взращивание подрастающего поколения. Детей" (Источник).  

Ну и, наверно, как при селекционировании семян происходит их изменение, так и при воспитании детей в культурной среде случаются какие-то незаметные глазу изменения на уровне генов. И потом уже эти изменённые гены передаются потомству.

Воспитание и образование ребёнка можно сравнить с распашкой земли. Далее, когда этот ребёнок вырастает и от него родится другой ребёнок, то у него "почва души" уже более мягкая, чем у отца, и на этой "почве" могут прижиться и пустить корни какие-то семена высокой культуры.