"В «Вакханках» Еврипида мы сталкиваемся со сценой, в которой группа женщин, bacchants, танцуют в состоянии экстаза, поют и дико кричат. Через некоторое время они прекращают танцы и разрывают животных голыми руками в диком трансе. Они нападают на пасущийся скот, разрывая его на куски и рассеивая части вокруг. Можно увидеть рёбра или раздвоенные копыта, разбросанные тут и там. Части тел висят на елях, осквернённых и истекающих кровью. Они двигаются, как птицы, вознесённые их скоростью, нападают как враг на деревни и переворачивают всё. Они хватают детей из домов и убивают всех, кто стоит на их пути. Всё, что они помещают на свои плечи, остаётся там без привязывания и не падает на тёмную землю - ни бронза, ни железо. Они несут огонь в своих волосах, и он не сжигает их. Когда жители деревни, разъярённые грабежом вакханок, восстают на них с оружием, женщины, выпускают из рук свои тирсы и ранят мужчин, обращая их в бегство. После этого, они возвращаются туда, где они начинали, измазанные кровью, и змеи своими языками очищают капли на их щёках и на их коже (Еврипид «Вакханки»). После обряда они падают на землю истощённые, и спят мёртвым сном. То, что сводит их с ума, является божественной одержимостью, состоянием, в котором они становятся необычайно сильными и дикими и в котором они, похоже, имеют особые силы. Древние назвали это состояние furor divinus - божественная ярость, и считали его результатом одержимости, либо богами, либо демонами" (Источник).
Понятно, что «Вакханки» Еврипида — это художественное произведение, которому могут быть присущи всякого рода гиперболы. Поэтому не станем принимать за "чистую монету" слова о том, будто вакханки "убивают всех, кто стоит на их пути". Если бы это было так, Эллада опустела бы и обезлюдела задолго до вторжения персов и Марафонской битвы. Очевидно, не так страшен чёрт, как его малюет Еврипид. Однако, в его описании есть некоторые моменты, на которых я хотел бы заострить своё внимание.
Ну, во-первых, поведение древнегреческих вакханок напоминает поведение скандинавских берсерков. Литературные записи описывают их как смертоносных бойцов, одетых в шкуры животных, воющих в бою как дикие звери, убивая всех и всё, что было на их пути. Даже если их раны были смертельны или, по крайней мере, очень серьёзные, они не чувствовали их. Это напоминает сцену, когда менады борются с мужчинами, которые намного сильнее и не получают никакого вреда от оружия, или когда они несут огонь в руках и не получают ожогов. Приступы ярости берсерков начинались с дрожи, вибрации зубов и сильного холода в теле. Затем их лица изменяли цвет, наливались кровью и как бы разбухали, и они вдруг чувствовали сводящий с ума сильный жар, превращающийся в экстаз. За этим приступом следовало состояние крайней физической слабости, которая могла длиться даже несколько дней. Всё это мы наблюдаем и у вакханок.
Во-вторых, сразу угадывается близость вакханок к т. наз. "бесноватым" женщинам в православной среде. Бывает, такие женщины тоже показывают сверхчеловеческую силу. «Бывает, что их даже в воздух поднимает до потолка — это сумасшедшая сила. У меня был случай, когда 14-летнюю девочку, в которую вселился дух Люцифера, во время обряда держали трое здоровых мужчин», - говорит священник отец Ян Белецкий (Источник). После этого слова Еврипида о вакханках — "они двигаются, как птицы" — кажутся не столь уж невероятными.
Кстати, о птичках. Как тут не вспомнить многочисленные фигурки птицеголовых "богинь"? Может, это вовсе и не "богини", а одержимые женщины?
Птицеголовые женские фигуры. Микены. XIV-XII вв. до Р.Х. |
Далее, в-третьих, сверхъестественная сила вакханок и "бесноватых" женщин, в свою очередь, напоминает один "кунстштюк" гипнотизёров, который называется "каталептическим мостом".
каталептический мост |
В-четвёртых: "части тел висят на елях...". А здесь можно увидеть древнейшие истоки украшения ёлок на Новый год. Только вместо ёлочных игрушек — "части тел", из которых сочится кровь.
В-пятых. "Всё, что они помещают на свои плечи, остаётся там без привязывания и не падает на тёмную землю - ни бронза, ни железо". Вот что рассказывает этнограф В. Богораз - убеждённый позитивист - о своей встрече с шаманом на одном из островов Аляски:
"Шаманство на острове пришло в упадок, так как американцы смотрят на него неодобрительно. В сущности, остался один шаман, Ассунарак, потомок старого шаманского рода, глубокий старик. После многих отнекиваний он показал мне несколько образчиков своего искусства... Он предложил мне набросить на его голые плечи концы большого красного американского одеяла. Руки шамана были скрещены на груди, но одеяло каким-то чудом прильнуло к его спине.
"Держи крепче!" - приказал он, нагнулся и пополз из внутреннего помещения. Я крепко держал одеяло за два свободных конца. Одеяло натянулось и потянуло меня за собой. Я упёрся ногами в нижнюю поперечину, скреплявшую остов шатра. И вот, о диво, весь шатёр начал вставать дыбом. Справа и слева блеснула луна. Я упорствовал. Весь шатёр перекосился. Груда посуды, лежавшая в углу на шкурах, со звоном рассыпалась. Наконец, и ушат с тающим снегом и водой опрокинулся и пролился. Тогда, устрашённый, я выпустил концы одеяла. Старик немедленно уполз из шатра, как змея, и крикнул мне оттуда с торжеством: "А что, одеяло-то - моё!..." (Источник).
В-шестых. "Они несут огонь в своих волосах, и он не сжигает их". Нечто подобное иногда случается, когда полтергейст "шутит". Вдруг на женщине загорается платье. Свидетели бросаются ей на помощь, пытаясь сбить пламя ладонями, и получают сильные ожоги, а на теле женщины — ни одного!
И, в-седьмых: "змеи своими
языками очищают капли [крови] на их щёках и на их коже". Это заставляет нас вновь обратиться к крито-минойским "богиням со змеями".
Опять же, нужно и здесь признать, что это вовсе не богини, а крито-минойские менады.
**************************************************************************
Всё это ставит перед нами интереснейший вопрос: насколько матриархальные общества вообще, и крито-минойское общество - в частности, опирались на этих одержимых женщин, показывавших сверхчеловеческие силы и сверхъестественные способности?
Комментариев нет:
Отправить комментарий